Что можно увидеть на небе в октябре 2021

В середине осени ночи становятся длиннее, а погода, к сожалению для любителей астрономии, всё хуже. Однако временами звёздное небо всё же радует наш взор. В октябре мы предлагаем обратить внимание на редкого гостя северного неба — созвездие Скульптор.

В октябре завершается благоприятное время наблюдения за созвездиями Андромеды (подробнее о нём смотри в статье «Время Андромеды. Осеннее небо», «Наука и жизнь», № 9, 2021 год), Пегаса и Рыб. Завершает свой полёт, продолжавшийся с начала лета, и Лебедь. По-прежнему хорошо видна Кассиопея (подробнее смотри в статье «Время Кассиопеи. Осеннее небо», «Наука и жизнь», № 9, 2020 год) и Овен. На южной стороне станет возможным увидеть созвездия Кита и Скульптора.

Московское небо в полночь 15 октября, южная сторона (Stellarium)
Московское небо в полночь 15 октября, северная сторона (Stellarium)
Галактика Скульптор (ESO/J. Emerson/VISTA), NGC 253
Галактика Колесо телеги (ESA/Hubble & NASA).
Неправильная галактика NGC 55 (ESO).

В созвездии Скульптор нет звёзд ярче 3-й величины, что объясняется расположенным в нём южным галактическим полюсом, где звёздная плотность очень мала. Всего в границах созвездия 56 звёзд ярче 6,5m. Самая яркая звезда α Scl — переменная звезда типа SX Овна со спектральным классом B7IIIp и видимой величиной 4,3. Она находится на расстоянии около 780 световых лет от Земли. Любители переменных звёзд могут обратить своё внимание на η Скульптора — красный гигант спектрального типа M4III, величина которого варьирует от 4,8 до 4,9. Причём он пульсирует с несколькими периодами 22,7, 23,5, 24,6, 47,3, 128,7 и 158,7 дней. По оценкам, он в 1082 раза ярче Солнца и находится на расстоянии примерно 460 световых лет от Земли. Другой красный гигант R Scl (5,7m) интересен тем, что окружён спиралями материи, которые, вероятно, были выброшены из него около 1800 лет назад. Он находится на расстоянии 1440 световых лет от Земли.

Зато это созвездие содержит несколько примечательных галактик. В первую очередь можно выделить Галактику Скульптор (Серебряная монета, NGC 253, 8m), крупнейшего представителя группы галактик ближайшей к Местной группе. До неё около 11,4 миллионов световых лет. Это спиральная галактика с перемычкой, выглядящая для наблюдателя как вытянутый овал размерами 27,5' × 6,8'. Она интересна тем, что в её центре находится сразу четыре чёрных дыры. NGC 253 одна из наиболее ярких галактик, не входящих в Местную группу. На широте Москвы она не поднимается выше 10º над горизонтом, но в южных районах России она достигает максимальной высоты более 20º над горизонтом.

Рядом находится шаровое скопление NGC 288, примечательное своим расположением возле точки Южного полюса Галактики. Ещё один видный член группы — неправильная галактика NGC 55 (7,9m). Правда, самые последние исследования показывают, что она ближе к нам, чем группа Скульптора. NGC 288 находится на расстоянии около 6,5 миллионов световых лет от нас и имеет 70 000 световых лет в поперечнике.

В Скульпторе находится уникальная галактика Колесо телеги, или ESO 350-40 (15,2m), расположенная на расстоянии 500 миллионов световых лет. Открывший её в 1941 году Фриц Цвикки, считал Колесо телеги «одной из самых сложных структур, ожидающих объяснения на основе звёздной динамики». Когда-то Колесо телеги была обычной спиральной галактикой, но затем около 200–300 миллионов лет назад она столкнулась с галактикой-спутником. Это вызвало мощную ударную волну, подобно камню, брошенному на песок. Двигаясь с высокой скоростью (до 320 000 км/ч), она «взбаламутила» газ и пыль, создавая новые обширные области звездообразования вокруг уцелевшей центральной части галактики. Это привело к появлению синеватого кольца диаметром 100 000 световых лет вокруг центральной яркой части, которое содержит не менее нескольких миллиардов новых звёзд, которые не могли бы быть созданы обычным способом за столь короткое время. Ядро галактики состоит из более старых жёлтых звёзд, а внешнее кольцо из более молодых голубых звёзд. В настоящее время галактика возвращает себе форму нормальной спиральной галактики, с рукавами, исходящими от центрального ядра, которые часто называют спицами.

Отметим также шаровидную карликовую галактику Скульптора, являющуюся спутником Млечного Пути. Расположена она примерно на расстоянии 290 000 световых лет от Солнечной системы.

* * * * *

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на московском небе.

Октябрь Меркурий встретит в созвездии Девы, 27 сентября у него было стояние южнее (ниже) Спики (α Девы) и переход к попятному движению. Обратно к прямому движению он вернётся 18 октября уже около Порримы (γ Девы) и устремится к созвездию Весов. 9 октября первая планета пройдёт нижнее соединение с Солнцем и перейдёт на утреннее небо, а 25 октября достигнет максимальной западной элонгации (18º). Так что последняя декада октября — наиболее благоприятный период наблюдений планеты в этом году, Меркурий будет виден более часа достаточно высоко над восточным горизонтом. 10 октября Меркурий повстречается с Марсом, их будет разделять всего 2,2º.

Венера идёт впереди Меркурия, находясь уже в Весах, 7 октября она переберётся в Скорпион, а 21 октября в Змееносец. Большой блеск легко позволит разглядеть её после захода Солнца, невысоко над горизонтом, а достаточно большой размер — наблюдать уменьшение серпа. Марс октябрь проведёт в созвездии Девы. 8 октября у него соединение с Солнцем и он достигает минимума блеска (1,6m) и видимого диаметра (3,6″), так что второй месяц осени неблагоприятен для его наблюдения. На последней декаде в небольшие телескопы можно разглядеть лишь самые большие детали на поверхности планеты.

У Юпитера и Сатурна после летнего противостояния сохраняются хорошие условия для наблюдения. Октябрь оба гиганта проведут в Козероге, где 18 и 11 октября соответственно у них стояние и переход к прямому движению.

Уран и Нептун по-прежнему находятся в созвездиях Овна и Водолея соответственно, двигаясь попятно. Осенью у них противостояние — 14 сентября оно было у Нептуна, а 4 ноября будет у Урана, так что октябрь — прекрасное время для их наблюдения.

Осенью хорошо видна карликовая планета, бывший астероид № 1 — Церера (8,9m - 7,2m), перемещающаяся по созвездию Тельца. Из астероидов, блеск которых превышает 10m, осенью по-прежнему самым ярким остаётся 4 Веста (8,1m – 7,9m), перемещающаяся по созвездиям Девы и Весов (с 4 октября). Однако условия наблюдения для неё крайне неблагоприятны. Весту сложно разглядеть в светлых сумерках после захода Солнца очень низко над горизонтом. В этих условиях на первый план выдвинутся астероиды 7 Ирида (9,5– 9,1m), путешествующий по созвездиям Близнецов, и 2 Паллада (8,9m – 9,4m), который можно наблюдать в созвездии Водолея. 13 октября Паллада пройдёт примерно в 1º западнее звезды Хидор (λ Водолея, 3,7m). Неподалёку, в том же созвездии Водолея можно наблюдать 89 Юлия (9,8m – 10,5m). По созвездиям Стрельца и Козерога (с 31 октября) движется 6 Геба (9,6m – 9,9m). Напоследок отметим астероид 40 Гармония (9,5m – 10,3m), который можно наблюдать в созвездиях Кита и Рыб.

Восходы и заходы Солнца, планет и некоторых астероидов на широте 56º (Широта Москвы), долгота 0º, время UTC. В колонке Набл. указано благоприятное время наблюдения (ПЗ – после захода, ПВ – перед восходом) и максимальная высота над горизонтом с указанием стороны света. Данные для 15 октября.

Объекты     Восход/Заход            Набл.
 Солнце      06:31/17:03
 Меркурий      05:27/16:42      1 час ПВ, В
 Венера      11:33/18:26             ПЗ
 Марс      06:14/16:58             —
 Юпитер      15:33/00:31 17:25–23:15 18º Ю
 Сатурн      15:02/23:00 17:40–21:00 14º Ю
 Уран      17:30/08:53 20:10–05:00 49º Ю
 Нептун      16:15/03:27 19:20–00:20 29º Ю
 1 Церера      19:22/10:56 22:10–05:00 50º Ю
 7 Ирида      21:26/14:28 00:25–05:00 54º ЮВ
 2 Паллада      15:51/02:31 19:10–23:10 26º Ю

Параметры больших планет (данные для 15 октября):

Объекты  Блеск   Диаметр, ″   Фаза

Первая четверть       13
 Полнолуние        20
 Последняя четверть       28
 Новолуние         6
 Апогей        24 (405615 км)
 Перигей        8 (363385 км)

Интересными и полезными могут стать для астронома-любителя наблюдения за покрытием Луной звёзд (подробнее см. «Время Большой Медведицы. Весеннее небо», «Наука и жизнь» № 3, 2021 год). Желающие могут попробовать присоединиться к одной из наблюдательных программ, координируемых профессиональным астрономическим сообществом, например, International Occultation Timing Association (IOTA, http://www.lunar-occultations.com/iota).

Покрытие Луной ярких звёзд (блеск более 5m) при наблюдении в Москве (время московское):

Дата   Время   Звезда    Блеск
 03.10     07:22   η Leo   3,45
 08.10    18:37   α Lib   2,75
 16.10    22:20   τ Aqr   4,05

В этом году любителям наблюдать за метеорами не повезло. Максимум самого значительного метеорного потока Ориониды — 21/22 октября (ZHR ~ 15, активен со 2 октября по 7 ноября) приходится на полнолуние. А ведь анализ активности Орионид за период наблюдений позволяет предположить, что в этом году возможно повышение активности.

Отметим несколько метеорных потоков с ZHR ~ 5. Тауриды с радиантом в созвездии Тельца имеют две ветви: Южные тауриды активны с 10 сентября по 20 ноября с максимумом 10 октября, а Северные тауриды — с 20 октября по 10 декабря с максимумом 12 ноября. Оба потока хорошо видны большую часть ночи. Яркость и относительная медленность многих метеоров Таурид делает их идеальными объектами для фотографирования и наблюдения новичками.

Ещё два потока могут преподнести сюрпризы из-за своей непредсказуемости, хотя предварительные ожидания от них так же ZHR ~ 5. Дракониды активны 6–10 октября с максимумом 8 октября. Но в 2018 году неожиданно было ZHR ~ 150 в течение 4 часов, что намного выше прогнозируемого значения. Так что, возможно, и в этом году повезёт, к тому же, как раз будет новолуние.

И, наконец, самый загадочный, хотя и скромный метеорный поток — Октябрьские жирафиды (Camelopardalids). Он непостоянен, но в этом году ожидается 5–6 октября с максимумом в первый день, возможно, даже придёт сгусток. Поскольку будет новолуние и созвездие Жирафа в северном полушарии находится высоко над горизонтом, условия для наблюдений будут идеальными.

Весь октябрь ночью можно наблюдать довольно яркую знаменитую комету Чурюмова – Герасименко или официально 67P/Churyumov-Gerasimenko (9,0m – 8,5m). Перемещается она по созвездиям Тельца и близнецов высоко над горизонтом, так что условия для наблюдений — прекрасные. В начале ноября максимального блеска должна достичь комета 4P/Faye (10,7m – 10,5m). Наблюдать её можно после полуночи высоко над горизонтом в созвездиях Ориона, Близнецов и Единорога. Продолжает медленно набирать блеск (10,7m – 10,3m) комета C/2019 L3 (ATLAS). Видна она всю ночь высоко над горизонтом в созвездии Рыси вблизи границы с Возничим. Блеск кометы 15P/Finlay наоборот убывает (11,5m – 12,6m). В октябре её можно наблюдать по утрам в созвездии Рака. По созвездию Стрельца перемещается комета 6P/d'Arrest. Ожидается, что в октябре она достигнет блеска около 10m.

Чистого Вам неба и удачных наблюдений!