Что можно увидеть на небе в мае 2021

Всё ближе лето. С одной стороны уменьшается тёмное время суток, с другой – становится больше ясных ночей, благоприятных для наблюдения звёздного неба. Для жителей северного полушария май – время, когда можно полюбоваться красивым южным созвездием Скорпиона.

Созвездие Скорпиона (на латыни Scorpius, сокращение Sco) – южное зодиакальное созвездие. Занимая на небе по площади всего лишь 33 место из 88 созвездий, оно имеет удачное расположение по обе стороны Млечного пути вблизи его центра. Благодаря этому созвездие содержит множество объектов глубокого космоса и ярких звёзд (100 с блеском больше 6m, 12-17-е место). По количеству представителей в списке 300 самых ярких звёзд неба с блеском выше 3,55m Скорпион занимает первое место с 15-ю звёздами (к слову, у великолепного Ориона их всего 11). Любопытно, что когда-то современное созвездие Весы было Когтями скорпиона, о чём напоминают названия его главных звёзд. Разделение созвездий произошло ещё во времена Римской империи.

Московское небо 15 мая полночь южная сторона
Московское небо 15 мая полночь северная сторона
Созвездие Скорпион
Рассеянное звёздное скопление М6 (en.wikipedia.org)
Рассеянное звёздное скопление М7 (изображение ESO)
Шаровое звёздное скопление М4 (изображение ESO)
Шаровое звёздное скопление М80 (изображение NASA, The Hubble Heritage Team, STScI, AURA)
Биполярная планетарная туманность NGC 6302 (Жук) (изображение NASA, ESA and the Hubble SM4 ERO Team).
Карта полного лунного затмения 26 мая 2021 года (изображение Fred Espenak)

К сожалению, Скорпион на территории России полностью виден только на юге, южнее Ростова-на-Дону. На средних широтах видна только часть созвездия. Антарес (α Sco), начинает подниматься над горизонтом на широте 63º, а на широте Москвы созвездие в лучшем случае видно до звезды ε Sco (2,29m – 5-я по яркости). Большую часть созвездия можно увидеть лишь с широты примерно 50º (Саратов).

Ярчайшая звезда созвездия красный Антарес (α Sco) по яркости и цвету очень похожа на Марс, из-за чего у древних греков и получила своё название, в переводе означающее «соперник Ареса» (имя Марс этому богу и, соответственно, планете дали позднее римляне). Это красный сверхгигант с небольшой переменностью блеска (от 0,86m до 1,06m). Он больше Солнца по массе в 12 раз, по размеру примерно в 700 раз, а по светимости 9000 раз. Точный размер гиганта до конца не определён, но если его поместить в центр Солнечной системы, то будет простираться примерно до орбит Марса и Юпитера. В телескоп Антарес виден как интересная визуальная двойная звезда: её более яркий компонент кроваво-красный, а его менее яркий (5,5m) сосед голубовато-белый, но по контрасту с компаньоном он выглядит зелёным.

Другие яркие звезды созвездия образуют «привязанную» к Антаресу цепочку с древности называемую Хвостом скорпиона. Сейчас её иногда называют рыболовным крючком. Вторая по яркости звезда созвездия Шаула (λ Sco, 1,62m) находится в Южной части созвездия. Это тройная звезда, главный компонент которой иеет бело-голубой цвет, он в 14,5 раза массивнее Солнца, в 8,8 раз больше и 36 000 раз превосходит по светимости.

Самая северная из ярких звёзд Скорпиона – Акраб (β Sco, 2,56m) – седьмая по яркости. У неё шесть известных компонент, часть из которых можно разделить только спектроскопически. В небольшой телескоп можно увидеть только два компонента. Главная компонента β1 более чем в 31 000 раз ярче Солнца. Чтобы находиться в привычных условиях, Земля там должна была бы располагаться на расстоянии 150 а.е. (самая удалённая от Солнца планета Нептун, располагается в 30 а.е. от него). При этом мы бы видели на небе тройное Солнце, причём даже более слабая β² сияла бы в 50 раз ярче, чем полная Луна. Две компоненты β1 в 15 и 10 раз массивнее Солнца и больше его в 6 и 4 раза.

Чуть ниже расположена звезда Дшубба (δ Sco). Будучи стабильной звездой с величиной 2,29m, она была четвёртой по яркости. Но после вспышки в июле 2000 года её блеск стал колебаться между 2,0m и 1,6m. Так что временами она становится второй звездой в созвездии.

U Sco – интересна тем, что это самая быстрая из известных новых звезд, вспыхивающая с периодом около 10 лет. Обычно её блеск очень мал 18m, но в максимуме вспышки он возрастает до 8m. В последние разы это происходило в 1979, 1987, 1999 и 2010 годах. Так что, возможно, вам повезёт и вы увидите очередную вспышку.

В созвездии обнаружен самый мощный рентгеновский источник, видимый с Земли, помимо Солнца. Он получил название Скорпион X-1. Астрономы отождествляют его с голубой переменной звездой V* V818 Sco (12-13m). Предполагается, что это тесная двойная система, где в паре с обычной находится нейтронная звезда.

Из объектов глубокого космоса отметим яркие рассеянные звёздные скопления М6 (NGC 6405, Бабочка) и М7 (NGC 6475, скопление Птолемея ). До М6 расстояние около 1600 св. лет, видимая звёздная величина 4,2m, размер 25′. В нём 120 звёзд с величиной 15m. М7 – самый южный объект Мессье, впервые открыт Птолемеем в 130 году. Расстояние до него примерно 980 св. лет, видимая звёздная величина 3,3m, размер 80′. В нём около 80 звёзд, самая яркая из которых 5,6m. Это скопление – одно из самых заметных рассеянных скоплений звезд на небе и важная цель исследований.

Шаровое скопление М4 (NGC 6121), удалено от нас на 7200 св. лет, что делает его ближайшим к Солнечной системе. Оно выглядит как нечёткий шар (5,9m) размером с Луну (26′). расположено всего в 1,3 градуса к западу от Антареса. Скопление – удобный объект для любительских наблюдений, особенно при наличии такого ориентира, как Антарес. Его видно уже и в бинокль.

Шаровое скопление М 80 (NGC 6093) имеет величину 7,9 и расположено в 33 000 световых лет от Земли. Его можно найти посередине Антаресом и Акрабом. В небольшие любительские телескопы оно выглядит как пестрый шар. Угловой диаметр М 80 около 10′, что даёт пространственный диаметр около 95 световых лет. Скопление содержит несколько сотен тысяч звёзд и входит в число самых густонаселённых и плотных шаровых скоплений в Млечном Пути.

Интересный объект для наблюдений – биполярная планетарная туманность NGC 6302 (Жук), расположенная в 3800 световых годах от нас. Она имеет видимую величину 7,1 и размер более 3′. Светящийся газ - это внешние слои звезды, выброшенные из центральной звезды примерно за 2200 лет. «Бабочка» простирается более чем на два световых года, что составляет примерно половину расстояния от Солнца до ближайшей звезды, Альфы Центавра. Саму центральную звезду невозможно увидеть, потому что она скрыта в тёмном кольце пыли в форме пончика, пережимающую туманность в центре. Толстый пылевой пояс сужает отток звезды, создавая классическую "биполярную" форму или форму песочных часов, которую демонстрируют некоторые планетарные туманности.

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на московском небе. Весна этого года – не очень благоприятна для наблюдения за планетами

Меркурий и следующая за ним бывшая «утренняя звезда», Венера, последний месяц весны проведут в созвездии Тельца (Венера перейдёт в него из созвездия Овна 4 мая). Наблюдать их можно в вечерних сумерках, невысоко над горизонтом. Правда на широте Москвы они будут слишком низко и, скорее всего, не видны. Более-менее благоприятное время для наблюдения за ними наступит только в середине мая. К концу месяца на широте 56º высота над горизонтом у Меркурия достигнет 18º. Поскольку 30 мая у первой планеты стояние, она «притормозит», и её нагонит Венера, 29 мая она пройдёт на 0,4º севернее.

Марс путешествует по соседству в созвездии Близнецов. Видимость у него также вечерняя. Солнце не мешает, но видимый диаметр и около 4″ позволит рассмотреть в небольшие телескопы лишь самые большие детали на его поверхности.

Условия наблюдения Юпитера и Сатурна становятся всё лучше, – они движутся к противостоянию, которое произойдёт в августе. В мае они прекрасно видны на утреннем небе. Правда, на средних широтах их высота над горизонтом маловата, так что наблюдать гигантов лучше южнее. Юпитер проведёт май в созвездии Водолея, а Сатурн – в Козероге западнее Юпитера, у него 23 мая – стояние и переход к попятному движению.

Для наблюдения Урана и Нептуна май хоть и не слишком благоприятен, но всё же однозначно лучше предыдущих весенних месяцев. Местоположение их почти не изменилось. Уран движется по созвездию Овна, примерно посередине между звездами Гамаль ( Овна, 2m) и Менкар (α Кита 2,5m). После соединения с Солнцем 30 апреля Уран поменял вечернюю видимость на утреннюю и присоединился к Нептуну. Искать его на небе стоит ближе к середине месяца, однако на светлом небе он практически незаметен. Нептун же виден весь май, однако его высота над горизонтом будет мала. Следует также учитывать, что самая далёкая планета имеет блеск всего 8m и трудно различима на светлом небе. Путешествует Нептун по-прежнему в созвездии Водолея, постепенно удаляясь на восток от звезды φ Водолея (4,2m), которую удобно использовать в качестве ориентира для его поиска.

Из астероидов в мае по-прежнему самым ярким остаётся 4 Веста (7,3m – 7,7m). Он движется по дуге вокруг звезды Шератан (θ Льва, 3,3m). С другой стороны созвездия Льва, также по дуге, но уже около звезды Регул (α Льва, 1,35m) перемещается астероид 29 Амфитрита (10,8m – 11,2m). По созвездию Рака путешествует 15 Евномия (10,6m –10,9m). Астероид 9 Метида (10,1m – 10,8m) перемещается по созвездию Дева. По созвездию Орла движется 6 Геба (10,3m – 9,6m).

Восходы и заходы Солнца, планет и некоторых астероидов на широте 56º (Широта Москвы) указанием сторон света, время UT. В колонке Набл. указано благоприятное время наблюдения (ПЗ – после захода, ПВ – после восхода) и максимальная высота над горизонтом.

Объекты 15 мая
                  Восход/Заход         Набл.
Солнце        1:43/17:07
Меркурий    01:53/19:53       См текст
Венера        01:51/18:48        ПЗ <10º
Марс            04:04/21:46   19:00–19:45 58ºЮ
Юпитер       23:18/08:58    00:30-00:50 ЮВ 9º
Сатурн        22:46/07:16        ПВ <8º ЮВ
Уран            00:58/16:10       См. текст
Нептун        23:50/11:11    02:00-02:30 (30ºЮ)
Веста          09:05/00:40   19:58-21:52 50ºЮ
Геба            20:43/07:23   00:00 - 04:05 (26ºЮ)
Евномия     07:05/21:48   09:49 - 19:04 (46ºЮ)

Параметры больших планет

Первая четверть        19
Полнолуние                26
Последняя четверть   3
Новолуние                  11
Апогей                        11 (406510 км)
Перигей                      26 (357310 км)

Интересными и полезными могут стать наблюдения за покрытием Луной различных небесных тел. Достаточно простые, но правильно выполненные наблюдения позволяют извлечь из них ценную информацию. Изучая, как меняется интенсивность излучения по мере закрытия источника, астрономы открыли целый ряд тесных двойных звезд, изучили тонкую структуру некоторых протяженных радиоисточников, атмосфер звёзд и планет. Правда, для этого надо иметь достаточно хорошее оборудование. Астроному-любителю подобные наблюдения позволят наблюдать рельеф Луны на краю диска.

Кроме того, измеряя моменты покрытия звёзд, мы тем самым определяем точное положение спутника Земли на небе. Как это ни удивительно, но даже использование механического секундомера позволяет позиционировать Луну с точностью порядка 0,1″. Это прекрасная точность, поскольку во многих наземных обсерваториях колебания атмосферы не всегда позволяют получать оптические снимки с таким разрешением. На сегодняшний день любители из различных мест на всей Земле зарегистрировали десятки тысяч моментов покрытий звезд Луной. Это позволило создать постоянно пополняющийся банк данных, который играет важную роль в изучении различных составляющих движения Луны, особенно долгопериодических. В свою очередь, они позволяют оценить различные факторы, влияющие на движение спутника Земли: гравитационные возмущения от других тел Солнечной системы, неравномерное распределение масс внутри Луны и Земли и их несферичность. Желающие могут попробовать присоединиться к одной из наблюдательных программ, координируемых профессиональным астрономическим сообществом, например, International Occultation Timing Association (IOTA, http://www.lunar-occultations.com/iota).

Покрытие Луной ярких звёзд (блеск более 4,5m) при наблюдении в Москве (время московское). К сожалению, покрытие Луной 12 мая Венеры на территории России не видно.
Дата Время     Звезда        Блеск
01.05    16:27    σ Sgr          2,05
05.05    21:52    τ Aqr          4,05
07.05    12:30    30 Psc       4,35
21.05    17:35    ν Vir           4,00
26.05    11:34    ω1 Sco       3,9

26 мая 2021 года состоится полное лунное затмение , которое на территории России можно будет наблюдать только на Дальнем Востоке. Момент наибольшего затмения приходится на 11:18:43 UT1, через 0,4 дня после того, как Луна достигнет перигея. Продолжительность полного затмения всего 14,5 минут.

С 19 апреля по 28 мая будет активен сильный метеорный поток Эта (η)-Аквариды, который лучше всего наблюдать южнее 40ºη северной широты. Его радиант расположен в районе звезды η (4m) созвездия Водолея. Относительно широкий максимум, иногда с переменным количеством подмаксимумов, приходится на 5-6 мая, после Луны в последней четверти (3 мая) и, следовательно, в этом году условия наблюдения весьма благоприятны. Несмотря на падение активности потока в последние годы, ожидается ZHR около 50. Анализ данных, собранных с 1984 года, показывает, что ZHR обычно превышает 30 в период с 3 по 10 мая. Лучше всего наблюдать поток в предрассветные часы (с 2 до 4 утра) 6 мая.

Упомянем ещё малоизученный слабый поток эта (η)-Лириды, порождённый долгопериодической кометой IRAS – Араки – Алкока (C/1983 H1), которая в 1983 году наиболее близко подошла к Земле за последние 200 лет (на расстояние около 4 670 000 км). Интересно, что комета названа в честь ее первооткрывателей астрономического спутника и двух астрономов-любителей, школьных учителей по профессии: Джорджа Алкока из Великобритании и Геничи Араки из Японии. Пенсионер Алкок сделал свое открытие, просто наблюдая небо в бинокль в окно своего дома. Радиант потока находится между Вегой (α Лиры, 0m) и Денебом (α Лебедя, 1,25m). Ожидается, что поток будет активен 3-14 мая с максимумом 8 мая. Несмотря на слабую активность (ZHR=3) у потока хорошие условия для наблюдений на средних широтах.

Очень ярких комет в мае не ожидается. Комета C/2020 R4 (ATLAS) прошла на минимальном расстоянии 0.464 а.е. от Земли 24 апреля, набрав максимальный блеск 8.8m. Теперь она начала достаточно быстро терять блеск, на первое мая он будет около 9.5m, а к концу месяца составит примерно 13m. Перемещается она по созвездиям Гончих Псов, Волос Вероники и Льва. 26 мая комета пройдёт рядом со звездой Зубрах (72 Льва, 4,55m), а затем ориентиром для её поиска может служить звезда Зосма (δ Льва, 3,1m).

Несколько ярче, чем ожидалось, выглядит комета C/2020 T2 (Palomar). Первого мая её блеск составит 11.3m, а к концу месяца будет чуть более 11m. Перемещается она первую половину месяца по созвездию Гончих Псов, а затем пойдёт точно по границе созвездий Волопаса и Волосы Вероники. 17 мая комета пройдёт рядом с шаровым звёздным скоплением М3 (6,2m).

В небольшие любительские телескопы кометы C/2020 R4 (ATLAS) и C/2020 T2 (Palomar) будут видны в течение всей ночи высоко над горизонтом на южной стороне неба.

Преодолела отметку 13m комета C/2019 L3 (ATLAS) в начале мая её блеск составил 12.7m, и будет медленно расти, обещая к концу года добраться до 10.5m. Найти её можно низко над горизонтом в созвездии Персея, где в начале месяца она пройдёт над звездой Мирфак (α Персея, 1,75m).

И последняя комета, заслуживающая упоминания, 7P/Pons-Winnecke (Понса-Виннеке). Она тоже достаточно тусклая и первого мая достигла блеска лишь 12,8m. К концу месяца он возрастёт примерно до 11,8m. Комету можно будет наблюдать в небольшие телескопы невысоко над горизонтом по утрам, перед восходом Солнца в созвездиях Орла и Водолея. Перигелий она пройдет 27 мая (1.23 а.е. от Солнца). У 7P/Pons-Winnecke небольшой период 6,37 года, так что это её 25-е появление после открытия в 1858 году, включая первоначальное обнаружение в 1819 году. 1 мая её можно найти восточнее звезды Альмизан (δ Орла, 3,35m).

Чистого Вам неба и удачных наблюдений!