Что можно увидеть на небе в апреле 2021

Апрель, кроме весеннего настроения, радует улучшением условий наблюдения за ночным небом. Предлагаем взглянуть на созвездие Ворона. У этого южного гостя именно в апреле наилучшее время для наблюдения.

Ворон (на латыни Corvus, сокращение crv) – небольшое и бедное звёздами созвездие южного неба. Оно занимает 70-е место по площади и 85-е по количеству видимых невооружённым глазом звёзд (всего 15 ярче 6m) из 88 созвездий. Тем не менее, оно весьма древнее и включено в «Альмагест» Клавдия Птолемея. Хорошую узнаваемость ему придаёт четверка самых ярких звёзд 2-3 звёздной величины, образующая характерный четырёхугольник, известный под названием «Парус». Расположен Ворон под созвездием Девы, чуть западнее одной из самых ярких звёзд неба Спики (α Девы, 1m), на которую удобно ориентироваться при его поиске. Лучшее время наблюдения за созвездием наступает в марте-апеле, когда оно кульминирует в районе полуночи на южной стороне неба.

Московское небо 15 апреля, полночь, южная сторона
Московское небо 15 апреля, полночь, северная сторона
Созвездие Ворон
Изображение галактики Антенна (взаимодействующие галактики NGC 4038 и NGC 4039), сделанное Космическим телескопом Хаббла в нескольких диапазонах (ESA/Hubble & NASA)
Спиральная галактика NGC 4027, примечательная тем, что у неё сильно выделен один из рукавов (ESO)
Планетарная туманность NGC 4361 (Adam Block/Mount Lemmon SkyCenter/University of Arizona)

Самая яркая звезда созвездия – бело-голубой гигант γ crv (2,59m, B8 III), носящий арабское имя Гиенах. Это двойная звезда, главный компонент которой в 4,2 раза массивнее солнца и примерно в 330 раз его ярче. Удалена она от нас всего на 154 св. года, так что это расстояние удалось измерить непосредственно с помощью параллакса. Второй компонент имеет массу 0,8 солнечной и удалён от первого на 50 а.е. (для сравнения Нептун удалён от Солнца на 30 а.е.).

Вторая по величине звезда – жёлтый гигант Крац (β crv, 2,65m, G5 II). Он тоже расположен недалеко от нас – в 146 св. годах, так что его параметры известны с большой точностью. Он в 3,7 раза массивнее Солнца, в 16 раз больше и в 164 раза ярче.

Третья по списку – звезда Альгораб (δ crv), пожалуй, самая интересная из главной четвёрки, и самая близкая – до неё всего 87 св. лет. Долгое время с момента открытия в 1823 году она считалась двойной звездой, главный компонент которой – белый гигант А-типа (2,96m, A0 IV) в 2,7 раза массивнее Солнца и в 69 раз его ярче. На расстоянии 24,2" от него расположился оранжевый спутник HR 4757 B со звёздной величиной 9,3m. Однако в 2009 году астрономы пришли к выводу, что, хотя обе звезды имеют общее собственное движение, значительное различие в их возрасте предполагает отсутствие их физической связи. Любопытно, что за почти 200 лет с момента открытия положение двух звезд по отношению друг к другу не изменилось.

И замыкает четвёрку красный гигант Минкар (ε crv, 3,0m, К2 III), который в 3,2 раза массивнее Солнца и в 52 раза его больше. Расположен он подальше – примерно в 318 св. годах от Земли. Звезда, получившая обозначение α crv (Альхиба, 4,0m, F1V), занимает лишь пятое место по яркости. Однако этот бело-жёлтый карлик, незначительно больший Солнца, - расположен всего в 48 св. годах от нас. Для астрономов представляет интерес жёлто-белая звезда η crv (4,3m, F2V), примерно в 1,5 раза большая Солнца, около которой обнаружены два осколочных диска.

Созвездие Ворона не содержит объектов Мессье, однако в нём есть несколько интересных объектов, которые можно наблюдать в любительские телескопы. В центре созвездия находится планетарная туманность NGC 4361. Она напоминает небольшую эллиптическую галактику и имеет величину 10,3. В её центре находится звезда 13-й величины.

Группа галактик NGC 4038 расположена в созвездиях Ворон и Чаша. В ней может быть от 13 до 27 галактик. Самый известный её член – галактика Антенны, расположенная в 0,25º к северу от звезды 31 crt (5,25m) на расстоянии 45 миллионов св. лет от нас. Она состоит из двух взаимодействующих галактик – NGC 4038 и 4039, имеющих звёздную величину 11,1 и угловой размер 5,2′х3,1′, 3,1′х1,6′. В небольшой телескоп они имеют форму сердца, но на подробных изображениях становится понятна причина их названия – звезды и струи газа тянутся далеко в космос, создавая длинные приливные хвосты, напоминающие антенны. Около 1,2 миллиарда лет тому назад обе галактики имели обычную спиральную форму, но теперь они разрушены, звёзды сорваны со своих мест и образовали сложную дугообразную структуру. Возможно, также будут выглядеть наш Млечный путь и галактика Андромеды после столкновения.

Галактика NGC 4027 - еще один член группы NGC 4038, известный своим протяженным спиральным рукавом, который выходит наружу значительно больше, чем другой. Такая форма «запятой», вероятно, возникла из-за столкновения в прошлом с другой галактикой. Видимая звёздная величина 11,7, угловой размер 3,2′х2,4′, удаление 83 миллиона св. лет.

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на московском небе. Апрель, как и вся весна этого года, – не очень благоприятен для наблюдения за планетами.

Так Меркурий в апреле практически не виден на средних широтах, правда, на юге его можно попытаться рассмотреть в начале месяца перед восходом Солнца, а после соединения, которое состоится 19 апреля, в вечерних сумерках. Апрель Меркурий встретит в созвездии Водолея, но уже 2 апреля он окажется в созвездии Рыб, которое ненадолго покинет 7-10 апреля, «срезав» уголок Кита. 19 апреля он окажется в Овне. К Первомаю переместится к созвездию Тельца. 24 апреля он пройдёт на 0,8º севернее Урана, а 25-26 апреля на 1,2º севернее Венеры.

У Венеры 26 марта было соединение с Солнцем, так что и она в первой половине апреля видна плохо. Затем она появится на вечернем небе, постепенно удаляясь от нашего светила. В целом вторая планета повторяет маршрут первой. Второй месяц весны Венера встретит в созвездии Рыб, которое ненадолго покинет 27-29 апреля, пройдя по краешку Кита. 14 апреля она перейдёт в Овен.

Марсу Солнце не мешает, но он постепенно удаляется от нас, его видимый диаметр и блеск уменьшаются. Так что он становится рядовой «звездой» первой величины. Размер примерно 5″ позволит рассмотреть в небольшие телескопы лишь самые большие детали на его поверхности. Начнёт апрель красная планета в созвездии Тельца, а 24 апреля перейдёт в Близнецы.

Условия наблюдения Юпитера и Сатурна наоборот улучшаются. Своё соединение с Солнцем они прошли зимой и теперь движутся к противостоянию, которое произойдёт в августе. В апреле они прекрасно видны на утреннем небе. Правда, на средних широтах их высота над горизонтом маловата, так что наблюдать гигантов лучше южнее. Юпитер стартует в Козероге, 24 апреля сменив его на Водолея. Сатурн весну проведёт в Козероге западнее Юпитера.

А вот для наблюдения Урана и Нептуна весна не слишком благоприятна: 10 марта было соединение с Солнцем у Нептуна, а 30 апреля будет у Урана, после чего они поменяют вечернюю видимость на утреннюю. Поэтому следить за Ураном можно будет только в начале апреля. Нептун же наоборот стоит искать на небе во второй половине апреля. Однако его высота над горизонтом будет мала. Следует также учитывать, что самая далёкая планета имеет блеск всего 8m и трудно различима на светлом небе. Путешествует Уран по созвездию Овна, примерно посередине между звездами Гамаль (α Овна, 2m) и Менкар (α Кита 2,5m). Нептун находится по-прежнему в созвездии Водолея, постепенно удаляясь на восток от звезды φ Водолея (4,2m), которую удобно использовать в качестве ориентира для его поиска.

Из астероидов по-прежнему самым ярким остаётся 4 Веста (6,7m – 7,3m). Он движется по дуге вокруг звезды Шератан (θ Льва, 3,3m). С другой стороны созвездия Льва, также по дуге, но уже около звезды Регул (α Льва, 1,35m) перемещается астероид 29 Амфитрита (10,1m – 10,8m). По созвездиям Близнецов и с 14 апреля Рака путешествует 15 Евномия (10,1m –10,6m). Астероид 9 Метида (9,5m – 10,1m) перемещается по созвездию Дева, причём почти параллельно прямой, соединяющей звёзды Хеза (ζ Девы, 3,35m) и Минелаува (δ Девы, 3,35m). По созвездию Орла движется 6 Геба (10,7m – 10,3m).

Восходы и заходы Солнца, планет и некоторых астероидов на широте 56º (Широта Москвы) указанием сторон света, время UT. В колонке Набл. указано благоприятное время наблюдения (ПЗ – после захода, ПВ – после восхода) и максимальная высота над горизонтом.

Объекты                               15 апреля

Первая четверть                20
Полнолуние                        27
Последняя четверть           4
Новолуние                         12
Апогей                               14 (406120 км)
Перигей                             27 (357378 км)

Интересными и полезными могут стать наблюдения за покрытием Луной различных небесных тел (подробнее). Достаточно простые, но правильно выполненные наблюдения позволяют извлечь из них ценную информацию, в том числе позиционировать Луну с точностью порядка 0,1″. Это позволило создать постоянно пополняющийся банк данных, который играет важную роль в изучении различных составляющих движения Луны, особенно долгопериодических. Желающие могут попробовать присоединиться к одной из наблюдательных программ, координируемых профессиональным астрономическим сообществом, например, International Occultation Timing Association (IOTA, http://www.lunar-occultations.com/iota).

Покрытие Луной ярких звёзд (блеск более 4,5m) при наблюдении в Москве (время московское). К сожалению, покрытие Луной 17 апреля Марса на территории России не видно.
Дата   Время   Звезда     Блеск
01.04   15:04      ω1 Sco    3,9
04.04   09:34       σ Sgr      2,05
08.04   17:20       τ Aqr      4,05
10.04   05:09      30 Psc    4,35
18.04   18:32       ε Gem    3,05
19.04   21:54       κ Gem   3,55
30.04   05:35       θ Oph    3,25

В этом году пик сильного метеорного потока Лириды, который попадает на 22 апреля в 13h UT, приходится после того, как Луна пройдёт фазу первой четверти (20 апреля). Так что условия наблюдений крайне неблагоприятные. Большинство наблюдателей в северном полушарии не увидят для них почти безлунного окна. Впрочем, можно попытаться что-то увидеть за пару часов перед рассветом, когда радиант в созвездии Лиры, поднимется высоко над горизонтом. Поток активен с 16 по 25 апреля и имеет ZHR = 16-18. Еще хуже обстоит дело с пи (π)-Пуппидами, максимум которых приходится на 23 апреля, 12h UT. Этот поток с радиантом в созвездии Кормы можно наблюдать в период с 15 по 28 апреля только в южных районах страны. Активность его переменная.

С 19 апреля по 28 мая будет активен сильный метеорный поток Эта (η)-Аквариды, который также лучше наблюдать южнее 40º северной широты. Его радиант расположен в районе звезды η (4m) созвездия Водолея. Относительно широкий максимум, иногда с переменным количеством подмаксимумов, приходится на 5-6 мая, после Луны в последней четверти (3 мая) и, следовательно, в этом году условия наблюдения весьма благоприятны. Несмотря на падение активности потока в последние годы, ожидается ZHR около 50. Анализ данных, собранных с 1984 года, показывает, что ZHR обычно превышает 30 в период с 3 по 10 мая. Лучше всего наблюдать поток в предрассветные часы (с 2 до 4 утра) 6 мая.

Ярких комет весной не ожидается. Комета C/2020 R4 (ATLAS) прошла перигелий в начале марта. В начале апреля её блеск примерно 10.1m. На минимальное расстояние 0.464 а.е. к Земле она подойдет 24 апреля. Тогда же, согласно расчетам, она будет иметь максимальный блеск, около 9.1m. В небольшие любительские телескопы C/2020 R4 будет видна в течение всей ночи высоко над горизонтом. Перемещается она по созвездиям Орла, Змееносца, Геркулеса, Северной Короны и Волопаса. 5-6 апреля комета пройдёт рядом со звездой Альмизан (δ Орла, 3,35m), а 20-21 апреля ориентиром для её поиска может служить звезда Сарин (δ Геркулеса, 3,1m), 26-27 – звезда Тхиба (δ Волопаса, 3,45m).

Короткопериодическая комета 10P/Tempel 2 прошла точку перигелия 24 марта на расстоянии 1.41 а.е. от Солнца, достигнув максимального блеска 11.6m. Теперь он будет медленно спадать. Период обращения вокруг Солнца у этой кометы чуть более 5,3 года, так что это уже 24-е наблюдаемое её появление с момента открытия в 1873 году Эрнстом Темпелем. При каждом возвращении комета стабильно испытывает случайные скачки блеска, достигающие 2 – 3 звёздных величин, так что, возможно, она станет ярче ожидаемого. К сожалению, на средних широтах она практически не видна в лучах Солнца. Южнее её можно наблюдать в апреле-мае в утренние часы низко над горизонтом в созвездиях Водолея, Рыб и Кита. 9-10 апреля ориентиром для её поиска может служить звезда ψ1 Водолея (4,2m), 24-25 апреля – звезда 30 Рыб (4,35m)

Имеются противоречивые сведения по блеску открытой 19 февраля 2021 года комете C/2021 D1 (SWAN). В конце марта по некоторым данным её блеск составил 11,7m. В Северном полушарии ее можно будет наблюдать в вечернем небе в созвездиях треугольника и Персея.

Чистого Вам неба и удачных наблюдений!