Что можно увидеть на небе в декабре 2020

Вот и пришло время зимних созвездий, среди которых выделяются Орион и Возничий.  Над горизонтом приподнялся Большой пёс с жемчужиной нашего неба – Сириусом. А мы советуем обратить внимание на расположенное рядом с ним у горизонта менее известное созвездие Зайца, для которого декабрь наилучшее время для наблюдений.

С началом зимы к самому зениту поднимается Созвездие Возничего, позволяя рассмотреть себя во всей красе. Пусть оно и уступает блистательному Ориону, но и в нём много достопримечательностей Млечного пути. Это и загадки красавицы Капеллы, и одна из самых странных звёзд земного неба – эпсилон Возничего, звёздные скопления и туманности. Есть даже уникальная система из четырёх взаимодействующих скоплений галактик. Обо всём этом можно подробно прочитать в статье «Время Возничего. Зимнее небо» («Наука и жизнь», №12, 2020). О достопримечательностях одного из самых интересных созвездий неба – Ориона можно узнать из статьи «Время Ориона. Зимнее небо» («Наука и жизнь», №12, 2019).

Московское небо 15 декабря, полночь, южная сторона (рисунок выполнен в программе Stellarium).
Созвездие Заяц (рисунок выполнен в программе Stellarium).
Пути на небе Венеры, Меркурия Юпитера и Сатурна в декабре (рисунок выполнен в программе Stellarium).
Пути на небе Марса, Урана, Нептуна, Цереры и астероида Флора в декабре (рисунок выполнен в программе Stellarium).
Пути на небе астероидов Веста, Ирена, Летиция и Евномия (рисунок выполнен в программе Stellarium).
Изображение шарового скопления M 79, полученное космическим телескопом Хаббл (НАСА / ЕКА).
Изображение туманности Спирограф (IC 418), сделанное космическим телескопом Хаббл. Красный цвет - ионизированный азот (самый холодный газ), зеленый – водород, голубой – ионизированный кислород (самый горячий газ) (NASA and The Hubble Heritage Team).
Пути на небе в декабре кометы C/2020 S3 (Erasmus) (рисунок выполнен в программе Stellarium).
Пути на небе в декабре кометы C/2020 M3 (ATLAS) (рисунок выполнен в программе Stellarium).
Карта видимости полного солнечного затмения (синяя полоса) 14 декабря 2020 года (рисунок: Fred Espenak)

А мы в этот раз поговорим о созвездии Зайца (по латыни Lepus, сокращение Lep), расположенного прямо под Орионом. Это не слишком известное небольшое созвездие (51-е по площади и 45 –е по количеству звёзд ярче 6m – 40 штук), тем не менее, вошло в Альмагест Птолемея. Заяц – одно из немногих созвездий южного полушария неба, которое можно полностью наблюдать в нашей стране на средних широтах. Лучшее время для этого наступает именно в декабре.

В созвездии всего восемь звёзд с блеском более 4m. Самая яркая из них – Арнеб (α Lep, 2,6m) представляет собой белый сверхгигант, который больше Солнца в 9 раз по массе, в 77 раз по диаметру и в 11 500 раз по светимости. Расстояние до него 1300 св. лет. Вторая по яркости звезда Зайца – Нихал (β Lep, 2,8m) интересна тем, что входит в систему из пяти звёзд, расположенную всего в 159 св. годах от Земли. Это жёлтый гигант, превосходящий Солнце в 3 раза по массе, в 16 раз по радиусу и в 165 раз по светимости.

Из остальных звёзд отметим одну из самых интересных красных звёзд неба R Lep, которую называют Малиновой или Багровой звездой Хайнда, в честь британского астронома, обнаружившего её переменность в 1845 году. Иногда её называют самой красной звездой. Сам Хайнд охарактеризовал R Lep, как «каплю крови на чёрном поле». Расположена она посередине отрезка, соединяющего звёзды μ Lep (3,25m) и I Эридана (3,9m). R Lep – пульсирующая переменная звезда типа Миры Кита, меняющая свою яркость от 5.5m до 11,7 m с периодом 432 дня. Это углеродная звезда – красный гигант, в атмосфере которого содержится больше углерода, чем кислорода, с чем и связан её цвет.

Масса R Lep не может быть определена непосредственно, но теория предсказывает, что у углеродных звёзд масса обычно находится в диапазоне от 2,5 до 5 масс Солнца. Расчёт параметров звезды осложняется также окружающей её пылевой оболочкой. Но можно сказать, что температура R Lep очень низкая – около 2300 К, а светимость свыше 5000 солнц, причём почти вся она приходится инфракрасный диапазон. С учётом расстояния до звезды около 1500 световых лет это позволяет оценить радиус звезды, который оказывается огромным – примерно в 500 раз больше солнечного. На месте Солнца она простиралась бы до пояса астероидов.

Из объектов глубокого космоса стоит обратить внимание на шаровое скопление M 79 (NGC 1904), одно из немногих шаровых скоплений, видимых зимой в северном полушарии. Звёздная величина 8,6m и размер 8,7' позволяют наблюдать его даже в небольшие любительские телескопы. Шаровые скопления содержат многие самые старые звёзды нашей Галактики. M 79 – не исключение, его возраст около 11,7 миллиардов лет, а большинство ярких звёзд – красные гиганты. Голубые звезды, разбросанные по всему скоплению, как правило, «стареющие» звезды, которые исчерпали свое водородное топливо, и теперь в них «горит» гелий. Оно содержит примерно 150 000 звёзд, имеет поперечник около 120 св. лет и удалено от земли на 42 000 св. лет (от центра галактики на 60 000 св. лет).

M 79 фактически находится за пределами Млечного пути, и есть предположение, что, возможно, оно вместе с некоторыми другими шаровыми скоплениями является частью карликовой галактики Большого Пса, поглощённой Млечным путём. Однако само существование этой карликовой галактики, открытой в 2003 году, пока остаётся под вопросом.

Примерно в 2,5° восточнее звезды λ Lep (4,25m) можно обнаружит планетарную туманность IC 418, известную также как туманность Спирограф. Название произошло из-за структуры туманности, похожей на рисунок, который может быть создан с использованием спирографа. Возможно, это связано с хаотическими ветрами, исходящими от центральной звезды туманности. Туманность находится на расстоянии около 2000 св. лет от Земли и имеет поперечник в 0.3 св. лет. Её видимая величина 9,3m и размер 14" x 11". Как звездообразный объект IC 418 можно увидеть в небольшой телескоп с апертурой 6 см. В более крупный инструмент с апертурой не менее 14 см можно разглядеть структуру туманности.

Исследования показывают, что нынешняя центральная звезда туманности несколько миллионов лет назад была похожей на Солнце. Всего несколько тысяч лет назад она превратилась в красного гиганта, который, в конце концов, «сгорел» и сбросил свою внешнюю оболочку. Остался белый карлик, ультрафиолетовое излучение которого заставляет светиться окружающий газ.

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать в декабре из объектов Солнечной системы.

Декабрь быстроногий Меркурий, встретит в созвездии Весы, но сразу же 3 декабря перейдёт в созвездие Скорпиона, и уже 7 декабря окажется в Змееносце, а 18 декабря он переместится в Стрелец. Вначале декабря Меркурий наблюдается на фоне утренней зари, а после соединения с Солнцем 20 декабря он появится на вечернем небе. Наблюдать его затруднительно.

Зиму Венера тоже начнёт в созвездии Весы, где 3 декабря пройдёт в 1,2º над звездой Зубенальгенуби (α Весов, 2,75m). С 17 по 21 декабря она будет в Скорпионе, затем в Змееносце. Она будет видна в утренние часы, как и положено «утренней звезде». Марс первый месяц зимы проведёт в созвездии Рыб, где будет виден всю ночь.

Юпитер и Сатурн начнут зиму в созвездии Стрельца, а затем почти одновременно 18 и 16 декабря соответственно перейдут в Козерог. 21 декабря они сблизятся на 0,1º, а затем Юпитер обгонит Сатурн. Подобное сближение планет – достаточно редкое явление. В декабре их можно наблюдать на вечернем небе.

Уран по-прежнему находится в попятном движении в созвездии Овна, примерно на середине отрезка, соединяющего Шератан (β Овна, 2,6m) – Менкар (α Кита, 2,5m). Самая далёкая планета Солнечной системы, Нептун, медленно удаляется прямым ходом от звезды φ Водолея (4,2m) почти по прямой, соединяющей её со звездой Хидор (λ Водолея, 3,7m). 1 декабря планета будет всего в 0,8º южнее φ Водолея. В декабре Уран и Нептун видны вечером и всю ночь.

Карликовая планета Церера (9,2m) декабрь проведёт в созвездии Водолея. 21 декабря она пройдёт в 1,8º от звезды Скат (δ Водолея).

В декабре сразу несколько астероидов будут иметь блеск выше 10m, что позволяет их наблюдать в небольшой телескоп. Самый яркий астероид 4 Веста (7,9m – 7,4m) всю зиму проведёт в созвездии Льва. 1 декабря он будет примерно в 1,4º от звезды Шератан (θ Льва, 3,3m). Астероид 8 Флора (8,6 m – 9,4m) встретит зиму в созвездии Кита. По созвездию Рака перемещается астероид 15 Евномия (9,4m – 8,9m). 17 декабря он вплотную подойдёт к звезде δ Рака (3,9m). Неподалёку тоже по созвездию Рака перемещается астероид 14 Ирена (10,5m – 9,8m). В созвездии Ориона можно наблюдать астероид 39 Летицию (10m – 9,8m). 26 декабря его можно отыскать примерно в 1,2º над звездой Бетельгейзе (α Ориона, 0,5m).

Восходы и заходы Солнца, планет и астероидов в Москве

Первая четверть           21
Полнолуние                   30
Последняя четверть     8
Новолуние                    14
Апогей                           24 (405009 км)
Перигей                         12 (361776 км)

Прохождение Луны рядом с астрономическими объектами (Ю – южнее/ниже, С – севернее/выше)
Дата   Объект                    Проход
24.12  ξ1 Кита (4,35m)      Покр. 20 UT
25.12  Уран                        3,0º Ю
27.12  Альдебаран            4,5º С
31.12  Поллукс                  3,9º Ю

Декабрь – самый богатый на метеорные потоки зимний месяц. В первой его половине можно наблюдать, пожалуй, самый надёжный из сильных метеорных потоков – Геминиды, радиант которых находится в созвездии Близнецов вблизи Кастора. В нём часто встречаются яркие среднескоростные метеоры и болиды. Период активности потока приходится на 4–17 декабря с максимумом 14 декабря в 00:50 UT. Ожидается до 150 метеоров в час. В этом году пик активности потока приходится на новолуние, что делает условия наблюдений оптимальными.

Затем наступит время метеорного потока Урсиды с радиантом в созвездии Малой Медведицы. Он активен 17–26 декабря с пиком 22 декабря в 09:00 UT. Интенсивность потока обычно около 10 метеоров в час, однако бывает и до 50. Прогнозы делать трудно, но за последние 70 лет было две крупных вспышки в 1945 и 1986 годах и несколько меньших повышениях. Луна в первой четверти и долгая зимняя ночь позволят найти несколько часов для наблюдений.

Перед Новым годом стартует ещё один мощный метеорный поток – Квадрантиды с радиантом в созвездии Волопаса, недалеко от границы с созвездием Дракона. Его можно наблюдать с 28 декабря в течение всего тёмного времени суток. На средних широтах к утру он поднимается почти в зенит. Но его максимум наступит в январе.

Заметных комет на московском небе этой зимой пока не ожидается.

Удаляется от Солнца комета C/2020 M3 (ATLAS). В начале декабря её блеск будет около 8m, но к началу января он уже упадёт ниже 10m, Наблюдать её можно в созвездиях Тельца и Возничего. 4 декабря она пройдёт рядом с Нат, а в первых числах января вплотную приблизится к Капелле.

Наоборот, приближается к Солнцу открытая 17 сентября комета C/2020 S3 (Erasmus). Ближайшей к солнцу точки орбиты она достигнет 13 декабря. По прогнозам её блеск может превысить 6m, но к началу января он упадёт до 8m. В течение декабря она пройдёт по созвездиям Весы, Скорпион, Змееносец и Стрелец. 10 декабря она окажется под звездой Джубба (δ Скорпиона, 2,35m)

14 декабря произойдёт полное солнечное затмение, однако на территории России оно видно не будет. Его можно наблюдать в узкой полосе, расположенной в Южном полушарии, в основном на просторах Тихого и Атлантического океанов. Посередине она пересекает Южную Америку.

Чистого Вам неба и удачных наблюдений!