Детям о животных и экологии

В издательстве «Речь» вышел иллюстрированный атлас «Исчезающие животные России».

Люди из разных стран прилагают усилия, чтобы сделать нашу Землю чище, спасти животных и растения от вымирания, сохранить для потомков красоту и богатство окружающего мира. Для многих из них это каждодневная работа и дело всей жизни. Но как неспециалисту помочь природе? Разве может простой обыватель остановить создание свалок, прекратить работу токсичных предприятий или уберечь от браконьеров редких животных?

И знаете что? Может!

Ребёнок, который с детства любит природу, не станет вредить ей, когда вырастет. Желание увидеть редких животных своими глазами, нежность и умиление при виде детёнышей сподвигнут охранять их. А значит, воспитывать любовь и бережное отношение к природе нужно с самого детства.

В помощь ребятам, их родителям, педагогам и всем неравнодушным к природе в издательстве «Речь» (Санкт-Петербург) вышел иллюстрированный атлас «Исчезающие животные России».

Olga_Lagutenko__Ischezayuschie_zhivotnye_Rossii.jpg
Иллюстрации: Ирина Мошинская, издательство Речь.

Книга рассказывает о млекопитающих нашей страны, оказавшихся под угрозой исчезновения. Издание подготовлено биологом Ольгой Лагутенко на основе списков Красной книги России 2001 года. На страницах атласа читатели познакомятся с русской выхухолью и гигантской бурозубкой, сурками и речным бобром, морским львом и амурским тигром, каланом, манулом и многими другими.

Найдут ответы на самые неожиданные и каверзные вопросы: зачем кит выпускает фонтан, есть ли у тюленей уши, любит ли снег снежный барс и охотится ли белый медведь на пингвинов. Познакомятся с устройством зоопарков, изучат карту заповедников страны, а также получат очень простые и очень действенные советы о том, как помочь природе.

Ольга Лагутенко, автор книги «Исчезающие животные России», биолог, преподаватель эко-биологического центра «Крестовский» (Санкт-Петербург) рассказала о том, как говорить с детьми о природе:

«Почувствуй, чтобы научиться» — это могло бы стать девизом этой книги, как и девизом любого обучения. Любовь или хотя бы симпатия вызывает интерес к тому, к кому она проявляется. За интересом следует желание узнать о подробностях жизни того, кто нам дорог. Эти знания помогают выстроить свою жизнь так, чтобы случайно не навредить, а иногда и помочь любимому существу.

zveri-(mnogo).jpg
Иллюстрации: Ирина Мошинская, издательство Речь.

Рисунки к книге «Исчезающие животные России» замечательного художника Ирины Юрьевны Мошинской вызывают самые разные положительные эмоции: забавная выхухоль, которую ласково называют там, где она еще сохранилась, «хохуля», необычные и потому притягательные летучие мыши, обаятельные каланы и тюлени, величественные тигры и киты, грациозные серна и кабарга.

2 апреля Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утвердило «Перечень объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации». Из нового списка в наше издание не попали только индийский дикобраз и полосатая гиена.

Для всех этих и многих других зверей одной из главных причин их сокращения численности, а для некоторых и угрозой вымирания стало изменение среды обитания. Заботиться о сохранении этих животных может каждый человек даже у себя дома. Для этого нужно бережно относиться ко всем ресурсам, которые мы используем.

Пища, бумага, одежда, техника, электроэнергия, вода, бензин и другие энергоносители – всё это получено из природы. Процесс добычи и переработки ресурсов человеком нарушает и разрушает среду обитания животных, их дом. Любое бережное отношение к своим вещам поможет этот дом сохранить.

Подумайте, сколько деревьев не будет вырублено, если каждый будет дописывать тетради до конца и сдавать их вместе с другой использованной бумагой в макулатуру. Если каждый из нас закроет кран, когда чистит зубы, — это позволит только за один день сохранить тонны чистой воды.
pages.jpg
Иллюстрации: Ирина Мошинская, издательство Речь.

Сейчас в школах активно развивается проектная работа. Было бы здорово хотя бы часть таких проектов посвятить сохранению природы: сделать домики для летучих мышей, убежище для зимовки ежей, высадить растения, привлекательные для насекомых – одного из главных компонентов многих пищевых цепей.

Не менее важна и правильно организованная исследовательская работа любителей природы. Учёных, изучающих животных и растений, мало, они просто физически не могут охватить всю территорию нашей страны. Своими наблюдениями вы поможете узнать, кто из представителей фауны и в каком количестве живёт прямо рядом с вами, и кому какая помощь нужна в первую очередь. Для всех любителей зверей существует портал rusmam.ru, где можно поделиться своими наблюдениями и внести свой вклад в составление атласа распространения млекопитающих России.

Ирина Мошинская, иллюстратор атласа «Исчезающие животные России», рассказала, как училась укрощать нарисованных тигров и договариваться с бобрами.

Иллюстрировать книгу о животных — сложная, но очень интересная работа. Я подхожу к ней серьёзно: смотрю фотографии, видео, читаю о привычках, особенностях внешнего вида и поведения, погружаюсь в мир изображаемого животного. Как он живёт, что ест, чем занят, кто живёт рядом с ним и как они общаются? Много вопросов. Мне повезло: автор атласа «Исчезающие животные России» Ольга Лагутенко помогала мне во всём, указывала на неточности, советовала, подбирала материал.

manul.jpg
Иллюстрации: Ирина Мошинская, издательство Речь.

Для работы мне не требуется особых условий. Главное, чтобы был свет, стол удобной высоты, хорошая бумага, спокойная обстановка и ИДЕЯ. Идею приходится искать. Она приходит неожиданно, на улице, во сне, и вдруг становится очевидным: всё это время рисунок был в моей голове, нужно было только его обнаружить.

Дальше я делаю эскиз. Сначала карандашом рисую много маленьких картинок, потом делаю эскиз нужного размера. На эскизе нужно найти точные места для всех участников композиции, учесть соотношение размеров. Когда всё готово, перехожу к чистому листу. Использую акварельную бумагу, натягиваю её на планшет — рамку с фанерой. Если бумага будет ровно натянута, то останется ровной и после рисования. Страшно на белый чистый прямоугольник нанести первые линии. Когда и этот важный момент преодолён, рисунок с эскиза перенесён и усовершенствован, можно браться за цвет.

Я очень люблю акварель. Старинная, красивая техника, яркие, разноцветные краски. Важный инструмент — кисти. Стараюсь больше использовать синтетические кисти, но не обойтись без волшебной кисти из колонка. Хотя очень, очень жалею колонка. Даже маленькая картинка занимает много времени и сил. Это не тяжёлый физический труд, но я устаю. Устаю от ответственности перед автором, редактором, читателем и изображаемым зверьком! Тяжёлая задача отобразить красоту природы.

Каждый зверёк имеет свой характер. Хорошо, когда рисунок получается сразу — значит, я поняла характер правильно и иду верной дорогой. Всегда можно найти в работе недостатки, но я уверена: художником движут неведомые силы (во главе со зверьком), именно они помогают нарисовать нужное выражение глаз, поставить блик на носике, встопорщить усики. Например, картинки с домиками бобров (норой и хаткой) получились запросто, хотя некоторые бобры хотели плыть туда, куда им нужно, да ещё своим, особым стилем. А тигрёнок с обложки капризничал, выражение глаз с эскиза никак не хотело повториться в цвете. Поставишь крошечную белую точечку — глазик мгновенно смотрит иначе и даже не туда, куда нужно. Сделаешь носик чуточку розовее — опять картина не та. Но в конце концов тигруля сдался, и мы договорились.

tigers.jpg

Иллюстрации: Ирина Мошинская, издательство Речь.

Всегда сомневаюсь, хорошо ли получилась иллюстрация, правильно ли я всё сделала, понравится ли она читателям. Заканчиваю одно и сразу берусь за следующее с надеждой, что должно получиться лучше!

А самое главное — востребованность результата работы. Очень помогает уверенность, что кто-то ждёт книгу, будет рассматривать картинку и не скажет: «Мама, а художник вообще читал эту книгу, когда рисовал иллюстрации?!»

Издательство «Речь»