Что можно увидеть на небе в августе. Глаз Саурона

Последний месяц лета - удачное время для наблюдения за созвездием Водолея. Несмотря  на свою известность с древних времён, это зодиакальное созвездие достаточно невзрачно. В нём нет особенно ярких звёзд, а из-за удалённости от основного диска Млечного пути  мало и заметных обитателей дальнего космоса. Тем не менее, и в нём имеется несколько интересных для любителя астрономии объектов.

Созвездие Водолея достаточно большое, по площади оно занимает десятое место из 88, так что видимых невооружённым глазом звёзд с блеском более 6m в нём достаточно много – 90 (19 место), однако блеск выше 3m имеют только две звезды: Садалмелик (α, 2,94m, G2Ib) и Садалсууд (β, 2,9m, G0Ib). Эти похожие, словно близнецы звёзды, представляют собой желтые супергиганты, которые в начале своей эволюции были горячими сине-белыми звездами главной последовательности спектрального класса B.

Они примерно в 5 раз массивнее Солнца, в 50 раз больше его по размеру и более чем в 2000 раз ярче. Температура поверхности около 5500 градусов, что и делает их жёлтыми. От нас они удалены почти на одинаковое расстояние, 520-540 световых лет, что не так уж часто встречается в созвездиях. Обе звезды молоды, соответственно 50 и 60 (по другим данным 110) миллионов лет, и родились в эпоху, когда на Земле уже вымерли динозавры. Любопытно, что они движутся в пространстве перпендикулярно плоскости Млечного пути. Однако, если Садалмелик – оптически двойная звезда, то Садалсууд , возможно, тройная звезда. Их компоненты – достаточно тусклые звёзды (11m-12m), видимые только в телескоп.

Московское небо, полночь 15 августа, южная сторона.
Московское небо, полночь 15 августа, северная сторона.
Созвездия Водолея и Козерога.
Одно из крупнейших шаровых скоплений Млечного пути М 2. Изображение космического телескопа Хаббл (ESA/Hubble & NASA, G. Piotto et al.)
. «Глаз Саурона» – планетарная туманность Улитка. Инфракрасное изображение космического телескопа Спитцер. (NASA, JPL, Caltech, Kate Su, Steward Obs., U. Arizona).
Кометные глобулы, обнаруженные в планетарной туманности Улитка (изображение C. Robert O'Dell and Kerry P. Handron (Rice University), NASA).
Планетарная туманность NGC 7009, или туманность Сатурн. Это красочное изображение было снято инструментом MUSE на Очень Большом Телескопе (VLT) ESO (ESO/J. Walsh).
Пути некоторых планет и астероидов в августе.
Пути самых ярких комет в августе.

В созвездии Водолея можно обнаружить несколько интересных галактик, скоплений и планетарных туманностей. В частности, там располагаются три объекта из каталога Мессье: шаровые скопления M 2 (NGC 7089), M 72 (NGC 6981) и рассеянное скопление M 73 (NGC 6994).

Одно из самых крупных известных шаровых скоплений Млечного пути, М 2, находится на расстоянии около 55 000 световых лет от Земли. Оно имеет диаметр около 175 световых лет (угловой размер 16′) и содержит примерно 150 000 звезд, самые яркие из которых – красные и желтые гиганты. Возможно, M 2 – остаток поглощённой Млечным путём карликовой галактики. Возраст скопления – 13 миллиардов лет, что делает его одним из самых старых в нашей Галактике. Видимая звёздная величина 6,3m позволяет разглядеть его даже в бинокль, но для разрешения отдельных звезд необходим телескоп с апертурой по крайней мере, 10 см.

Расположенное примерно на том же расстоянии шаровое скопление M 72 имеет 9 звёздную величину. Оно значительно меньше (угловой размер 6,6′), моложе (9,5 млрд. лет) и, по оценкам, имеет общую массу, равную 168 000 масс Солнца. Ориентиром для его поиска служит звезда Альбали (ε Водолея, 3,75m)

Расположенное рядом скопление M 73 интересно дискуссией вокруг его статуса. Открывший его в 1870 году Шарль Мессье описал объект как скопление из четырех звезд с туманностью. Позднее наблюдения Джона Гершеля туманности не обнаружили, более того, он даже сомневался, можно ли считать M 73 скоплением. Однако по-прежнему его включали во все каталоги скоплений.

Окончательная дискуссия по этому вопросу развернулась в 2000-2002 годах. В итоге выяснили, что расстояния от Земли до шести самых ярких звезд скопления сильно отличаются друг от друга, и звезды движутся в разных направлениях. Так что M 73 лишилось статуса скопления. Но, хотя M73 было определено как случайный набор звезд, дальнейшее их исследование остаётся важным для идентификации малонаселенных рассеянных скоплений, которые могут представлять собой демонстрацию того, как такие скопления разрываются гравитационными силами Галактики.

Ещё одной достопримечательностью Созвездия Водолея служит туманность Улитка (NGC 7293) – ближайшая к Земле планетарная туманность, расположенная по данным миссии Gaia на расстоянии 650 световых лет. Угловой размер 25′ делает её также самой большой планетарной туманностью, видимой с Земли. Она образована не очень массивной звездой, подобной Солнцу, потерявшей свои внешние слои в конце своей эволюции. Произошло это примерно 10 600 лет тому назад. Сейчас радиус туманности около 2,9 светового года, и она продолжает расширяться со скоростью 31 км/с.

Излучение уцелевшего ядра центральной звезды, которое со временем станет белым карликом, заставляет выброшенные газы ярко светиться. Своё название она получила за внешний вид газовых облаков, напоминающий спираль. Внешнее кольцо сплюснуто с одной стороны из-за взаимодействия с межзвёздной средой. Иногда в шутку её называют «Оком Саурона». Общая яркость туманности 7,6m, и рассмотреть её детали можно в десятисантиметровый телескоп. Расположена она к юго-западу от звезды Скат (δ Водолея, 3,25m).

Интересно, что Туманность Улитка стала первой планетарной туманностью, в которой были обнаружены так называемые кометные глобулы. Эти газопылевые образования своим видом напоминают комету: плотная «голова» и длинный хвост. Правда, их размер, как правило, больше Солнечной системы (орбиты Плутона), а масса сопоставима с массой Земли. В NGC 7293 их обнаружили около 40 000. Они, как сейчас полагают, представляют собой общую черту планетарных туманностей. Но точное их происхождение пока неизвестно и в настоящее время активно исследуется.

Отметим также планетарную туманность Сатурн (NGC 7009), расположенную немного Восточнее от M 73. Астроном XIX века лорд Росс дал ей такое название за то, что она похожа на планету Сатурн – с двух сторон у нее есть небольшие выступы, которые напоминают кольца Сатурна. Туманность имеет 8-ю звёздную величину. Расстояние до неё точно неизвестно, оценки дают 2000-4000 световых лет от Земли, что соответствует диаметру 0,4-0,8 светового года (угловой размер 41″×35″).

Центральная звезда с блеском 11,5m – очень горячий голубоватый карлик с температурой 55 000 К, и светимостью, в 20 раз превышающую солнечную. Она обладает сильным ультрафиолетовым излучением, которое создает характерный флуоресцентный зеленый оттенок туманности из-за излучения дважды ионизованного кислорода. Туманность Сатурн интересна астрономам из-за своей сложной структуры, включающей ореол, струйные потоки, многочисленные оболочки, нити и узлы. Наблюдать её можно даже в небольшой телескоп.

А теперь о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на московском небе.

Август для Меркурия начнётся в Созвездии Близнецов, но уже 4 августа он перейдёт в созвездие Рака, а 14 августа – в созвездие Льва, где и останется до конца месяца. В последний месяц лета его увидеть достаточно сложно, поскольку 17 августа у него соединение с Солнцем. Хотя в начале месяца можно попытаться разглядеть его перед самым восходом Солнца, а в конце месяца сразу после захода. 20 августа Меркурий пройдёт в 1,4º севернее Регула (α Льва).

Венера встретит последний месяц лета в созвездии Тельца. 5 августа она ненадолго посетит созвездие Ориона и уже 12 августа окажется в Близнецах. Располагается она на утреннем небе, оправдывая своё название утренней звезды. Август – прекрасное время для наблюдения за Венерой. Она поднимается достаточно высоко над горизонтом (выше 20º), а почти максимальная яркость делает её видимой даже после восхода Солнца.

Марс проведёт август в созвездии Рыб. Планета видна всю ночь, поднимаясь под утро на 40º над горизонтом. Очень благоприятные условия для наблюдения красной планеты.

Юпитер и Сатурн проведут август в созвездии Стрельца, перемещаясь в направлении, противоположном движению Солнца. Гиганты недалеко ушли от противостояния с Солнцем, так что условия их наблюдения прекрасные, за исключением небольшой высоты над горизонтом на широте Москвы (не более 14º). Диск и четыре основных спутника Юпитера видны уже в бинокль, а детали поверхности диска различимы даже в небольшой телескоп. В него также можно наблюдать детали поверхности, кольцо и наиболее яркие спутники Сатурна. В августе вечерне–ночной интервал видимости гигантов достигнет четырёх часов.

В августе начинается наиболее благоприятное время для наблюдения за Ураном и Нептуном. Гиганты будут видны в течение всего тёмного времени суток. Уран по-прежнему находится в созвездии Овна, примерно посередине между Гамалем (α Овна, 2m) и Менкаром (α Кита, 2,5m), а его высота над горизонтом достигнет 50º. Не изменяет «традиции» и Нептун, продолжая неспешно перемещаться неподалёку от звезды φ Водолея (4,2m), которую стоит использовать как ориентир для его поиска. Его высота над горизонтом приблизится к 30º.

Из астероидов самой яркой летом по-прежнему останется 4 Веста (8,3m). Начнёт она август в созвездии Близнецов, откуда 7 августа перейдёт в созвездие Рака. Но условия её видимости неблагоприятные. Лишь в конце августа появится возможность ночных наблюдений в течение 1–1,5 часов. Однако высота астероида над горизонтом не превысит 11º. 3 августа Веста встретится с Меркурием, а 29 августа со скоплением М 44 (Улей, Ясли).

В созвездии Стрельца можно наблюдать астероид 7 Ириду (9,5m – 10m). В качестве ориентира для поиска можно использовать звезду μ Стрельца (3,8m) и скопление M 23, около которого он сделает разворот. Ирида видна до полуночи невысоко над горизонтом (до 14º). По созвездию Геркулеса вдоль границы с созвездием Орла перемещается астероид 2 Паллада (9,6m – 9,9m). Он виден в течение всей ночи. Максимальная высота над горизонтом превышает 50º.

В созвездии Водолея в районе полуночи на небольшой высоте над горизонтом (до 11º). можно наблюдать карликовую планету Церера, блеск которой за месяц возрастёт с 8,0m до 7,7m. 5 августа она будет находиться вплотную к звезде с2 Aqr.

Восходы и заходы Солнца, планет и астероидов в Москве

Юпитер     -2,6      47,1          1        -2,58    44,5        0,99
Сатурн       0,2      18,5          1         0,31     18,1        1
Уран           5,8        3,5          1         5,73       3,5        1
Нептун       7,8        2,5          1         7,82       2,5        1

Наилучшее время наблюдений планет и астероидов. В скобках указана наивысшая высота подъёма над горизонтом
Объекты Наилучшее время наблюдений

Первая четверть        25
Полнолуние                 3
Последняя четверть  11
Новолуние                  19
Апогей                          9 (404660 км)
Перигей                      21 (363510 км)

Прохождение Луны рядом с астрономическими объектами (Ю – южнее, С – севернее)
Дата Объект Проход
1.08   Юпитер          1,5º Ю
1.08   Плутон           1,1º Ю
2.08   Сатурн           2,3º Ю
9.08   Марс              0,8º Ю (покрытие)
13.08 Альдебаран  4,0º С
15.08 Венера          4,0º С
17.08 Поллукс         4,5º Ю
18.08 М 44 (Улей)   1,9º С
19.08 Меркурий      2,9º С
19.08 Регул             5,0º С
23.08 Спика            5,0º С
25.08 Акраб            Покрытие
26.08 Антарес         5,2º С
29.08 Юпитер          1,4º Ю
29.08 Плутон           1,0º Ю
29.08 Сатурн           2,2º Ю

По 15 августа продолжается активность метеорного потока альфа-Каприкорниды с радиантом в созвездии Козерога. Он имеет достаточно растянутый максимум с центром в ночь 28-29 июля. Хотя этот поток несильный, ZHR = 5, он интересен большой долей ярких метеоров. В эту же ночь также имеет максимум метеорный поток Южные дельта Аквариды, активность которого продлится до 23 августа. Такое название связано с тем, что радиант потока расположен вблизи звезды δ Водолея. ZHR = 16, но метеоры, в отличие от «козерогов», обычно слабые. Оба потока лучше наблюдать в предрассветные часы вдали от городской засветки.

Август порадует любителей астрономии и сильным метеорным потоком – Персеиды – ZHR = 100-150. Как ясно из названия, поток исходит из созвездия Персея. Он действует по 24 августа с максимумом 12 или 13 августа (фаза Луны 47%).

Комета C/2020 F3 (NEOWISE) превзошла ожидания, она прошла перигелий 3 июля на расстоянии 0.29 а.е. от Солнца, достигнув блеска 0,6m. На минимальное расстояние к Земле комета приблизилась 24 июля (0.7 а.е.), имея яркость 3,9m. Так что многие могли наблюдать её в июле даже невооружённым глазом. В августе она будет ещё достаточно яркой 5,5m-10m, но, чтобы её рассмотреть, уже понадобится бинокль, а затем и телескоп. Наблюдать её можно невысоко над горизонтом (не выше 15º) после захода Солнца, примерно до 21:30. Перемещается комета по созвездиям Волосы Вероники и Девы, чуть задев Волопаса.

Комета С/2019 U6 (Леммон), наоборот, не оправдала ожиданий и в августе будет слабее, чем предполагалось. 1 августа ожидается блеск 9,6m, а в конце месяца около 13m, хотя условия наблюдения будут неплохими: видимость с вечера до часа ночи, максимальная высота над горизонтом 30º–40º. Перемещаться она будет по созвездиям Волос Вероники и Волопаса. 14 августа комета пройдёт рядом с Арктуром (α, Волопаса).

Продолжает удаляться от нас долгопериодическая комета C/2017 T2 (PANSTARRS). Её блеск будет в августе уменьшаться с 10m до 11m. Перемещается она по созвездиям Волосы Вероники, Волопас и Дева. Наблюдать её можно после захода Солнца, в начале месяца до часа ночи (высота над горизонтом достигает 30º), в конце месяца интервал наблюдений сокращается до 22:00, а высота до 25º.

Чистого Вам неба и удачных наблюдений!