Лесная красавица – бородатая неясыть

Бородатая неясыть – одна из самых красивых и крупных птиц России, широко распространённая, но, к сожалению, не везде многочисленная.

Бородатая неясыть. (Фото: Hal Trachtenberg / Flickr.com

Территорию заповедника «Кузнецкий Алатау» населяет множество пернатых – 281 вид. Одни из самых красивых – совы, которых здесь собралось сразу несколько видов, в том числе и бородатая неясыть – одна из самых крупных сов России.

В отличие от своей «сестры» – неясыти длиннохвостой, также встречающейся в заповеднике – бородатая неясыть обладает куда более внушительными габаритами: длина тела достигает 80 см, а размах крыльев и вовсе доходит до полутора метров. Среди всех сов бородатая неясыть уступает размерами только филину и полярной сове.

У бородатой неясыти на лицевом диске под мощным клювом хорошо видна темная, почти черная «борода», благодаря которой сова и получила своё имя. Пальцы на ногах с острыми, словно шило, когтями. Окрас у птиц в основном серовато-бурый, с очень частым рисунком как продольным, так и поперечным в охристо-беловатых и темных бурых тонах на спине. На беловатом брюшке – продольный бледно-бурый рисунок с буроватыми мелкими крапинами. По сероватому лицевому диску расходятся черные концентрические полосы. На горле также есть черная, но продольная полоска.

сова 2.jpg

(Фото: Пресс-центр заповедника «Кузнецкий Алатау»)

Самки крупнее самцов и весят больше килограмма. Они насиживают птенцов около месяца. Охраняя кладку, бородатая неясыть может нападать на человека. Описаны случаи, что эти совы атаковали даже медведя, оказавшегося рядом с гнездом. Самцы менее агрессивны, но всегда бросаются на помощь, если самка издает призывные крики. Они же добывают пищу и кормят подругу, пока она занята выведением потомства.

Главное блюдо в меню бородатой неясыти – грызуны. За год одна птица съедает их более 500 особей. Однако грызунами рацион ее питания не ограничивается – иногда она ловит лягушек, мелких птиц, насекомых и более крупных, чем полевки, грызунов – белок.

Населяет она умеренные и таежные широты Евразии, от Скандинавии до Чукотки, от Алтая до 69-й параллели. В Западной Сибири распространена на гнездовье и зимовках по всему региону. В Кемеровской области – немногочисленный вид, внесенный в Приложение Красной книги КО как кандидат на включение (Васильченко, 1999б). Гнездится бородатая неясыть в таежной зоне Салаирского кряжа и Кузнецкого Алатау. В зимние месяцы из глубин тайги переселяется на окраины лесных массивов, встречается в колках и перелесках лесостепных районов области.

сова 3.jpg

(Фото: Пресс-центр заповедника «Кузнецкий Алатау»)

За последние месяцы в Центр реабилитации диких птиц «Крылья», организованном в 2015 году при поддержке Благотворительного фонда «Красивые дети в красивом мире» на территории экоцентра заповедника «Кузнецкий Алатау», поступили две особи бородатой неясыти. К счастью, серьезных травм у птиц специалистами обнаружено не было, и вскоре они были выпущены обратно в природу.

Пресс-центр заповедника «Кузнецкий Алатау»