Редкая майка

Красивого и ядовитого краснокнижного жука снова обнаружили в Самарской области.

В конце апреля в Жигулёвском заповеднике впервые был обнаружен очень редкий жук – майка изменчивая, который вошёл в новое издание Красной книги Самарской области (2019 г.). Ранее на территории области находили всего два экземпляра майки, отмеченных на юге области (Большечерниговский район) в типчаково-ковыльной степи.

Майка изменчивая. (Фото: Ryszard / Flickr.com

Майка изменчивая (или майка пестрая, или красивая) принадлежит семейству Нарывников (Meloidae). Это довольно крупный бескрылый жук (от 11 до 42 мм), самки его значительно крупнее самцов, отличаются длинным и сильно вздутым брюшком. Окраска тела бронзово-зелёная с фиолетовым отливом и металлическим блеском, тергиты брюшка с медно-красными поперечными полосами. Переднеспинка и надкрылья в морщинах. Это обитатель сухих степей и остепнённых участков.

Взрослые жуки питаются листьями и могут вредить сельскохозяйственным культурам, в то время как личинки паразитируют на одиночных пчёлах. Жука использовали в народной медицине: например, известно, что в Германии в начале XIX века им пытались лечить бешенства; также он считается мочегонным средством.

Жук ядовит, если его потревожить, то из сочленений на лапках и брюшке он выделяет ядовитую вонючую маслянистую жидкость. Весной жуки появляются в первых числах мая (отсюда и название – майки). После спаривания самцы погибают. А самки роют маленькие ямки глубиной 3 см и откладывают в них кучки яиц; устроив одно такое гнездо самка принимается за второе и третье. Через месяц из яиц выходят личинки, называемые триунгулинами, длиной всего 2 мм. Как и у других видов этого семейства, развитие личинок очень сложное. Подвижная личинка 1 возраста (триунгулина), поднимается на цветки и поджидает диких пчёл, которые несут её в своё гнездо. Там она линяет, превращаясь в малоподвижную личинку 2 возраста, которая растёт, питаясь личинками хозяина и его медовыми запасами. Зимует жук в том же гнезде в виде ложнокуколки, из неё весной выходит не питающаяся личинка последнего возраста. Она роет себе в почве особую колыбельку, где превращается в куколку, из которой затем выходит взрослый жук. Взрослые жуки активны до июля.

Майка изменчивая распространена довольно широко: Европа, Северная Африка, Сибирь, Малая и Средняя Азия, Китай, в Европейской части России – от лесостепи до Кавказа, но везде вид редок. Кроме Красной книги Самарской области, этот вид внесён в Красные книги Воронежской, Нижегородской, Тульской и Рязанской областей, рекомендован к внесению в Красную книгу Республики Мордовия. Майка стала редкой, вероятно, из-за сокращения степных участков, выжигания сухой травы и пожаров.

Автор: Любвина И. В.