Что можно увидеть на небе в июне 2019

Наступило лето. Продолжительность тёмного времени суток минимальна, но это не значит, что на небе не удастся увидеть ничего интересного. Одно соединение Марса и Меркурия чего стоит!

Московское небо 15.06.2019, полночь, южная сторона. Созвездие Змеи. Юпитер и Сатурн
Марс и Меркурий перед соединением в созвездии Близнецов. 16 июня 2019 года, 21:30
Рассеянное скопление NGC 6604. Фото С.Б. Александрова.

Заходят за горизонт Близнецы. По Близнецам гуляют Меркурий и Марс. Хорошо видно неприметное созвездие Рысь. За Рысью скачут Большая Медведица и Лев. Хвост Большой Медведицы указывает на Арктур, самую главную звезду созвездия Волопас. Высоко забралась Большая Медведица. Рядом с Волопасом выгибается Северная Корона. Под Северной Короной хорошо виден равносторонний треугольник Змеи. Змееносец разрывает Змею на две несвязанные части. Голова и хвост как будто не подозревают о существовании друг друга. Змея – единственное созвездие, состоящее из двух отдельных частей.

В основании треугольной змеиной головы находится звезда Насак Шимийа I, β Ser (3,6m, А1). Переместившись на 5° вдоль змеиного тела, повстречаем светло-жёлтую двойную звезду δ Ser (3,8m, F0). Расстояние между компонентами 4″. Если перемещаться дальше вдоль прямой, соединяющие эти звёзды, то рядом со звездой 5 Ser обнаружим в бинокль хорошо узнаваемое туманное пятно – шаровое скопление М 5, оно же NGC 5904. До него 24 700 световых лет. Составной спектральный класс F5. Радиальная скорость 52 км/с. Класс концентрации — 5 из 12 возможных (меньшее число соответствует более высокой концентрации звёзд к центру). Индекс металличности звёзд отрицательный: −1,4.

Чуть в стороне сверкает оранжевое кровавое Сердце Змеи, α Ser (2,6m, K2), до которого всего 73 световых года. Вторая половинка змеи находится по другую сторону Змееносца между ним и Щитом. Когда-то это был Щит Яна Собесского, польского короля и полководца. В нём Три не очень яркие звезды следуют друг за другом – Альфа, бета и гамма. Верху расположилась жёлтая β Щита Sct (4,2m, G5). Потом через 4° идёт оранжевая α Sct (3,9m, K2). Ещё через 6° сверкает белая γ Sct (4,7m, A1).

Между двумя последними звёздами, ближе к Змее, можно отыскать рассеянное скопление NGC 6604. Хорошо получилось оно на фотографии Сергея Борисовича Александрова. Блеск скопления 6,5m. Видимый диаметр 2,0′ – больше Луны. Число звёзд меньше 50. Большой диапазон яркости. Звёздное скопление погружено в туманность. Оно удалено от нас на 2100 световых лет и приближается со скоростью 12 км/с. Возраст скопления 4 млн. лет. Совсем молодое. Привет из каменного века, палеолита!

Перейдём к Солнечной системе. 21 июня в 18.53 по московскому времени у нас ожидается летнее солнцестояние. Самая короткая ночь в году. Солнце, добравшись в движении по эклиптике до верхней точки земного небосклона, начинает опускаться.

Меркурий июнь встречает в Тельце. Запад – северо-запад, вечерняя видимость. 5 июня он переходит в Близнецы. Параметры звезды Гермеса в течении месяц сильно меняются: блеск в пределах от -1,0m до +0,9m, видимый диаметр – от 5,6″ до 9,1″, и фаза – от 0,83 до 0,29. 18 июня соединение Меркурия и Марса. Время смотреть в телескоп. В 22 часа по московскому времени высота двух планет на московском небе составит 5° 30′. Не так уж и мало. Вполне реально разглядеть их над зеленеющими кустами. 23 июня вечерняя элонгация – максимальное удаление от Солнца. 25 июня Меркурий переходит в созвездие Рака, где останется до самого июля.

На утреннем небе обитает Венера. Хорошо узнаваема в бинокль. Светит над кустами белым светом. 4° над горизонтом перед восходом Солнца. По азимуту расстояние от восходящего Солнца достаточно приличное. Между северо-востоком и востоком. Угловое расстояние между Венерой и Солнцем сокращается от 20 до 12 градусов. Июнь Венера проводит в Тельце, перейдя в него из Овна 3 июня. Блеск Венеры около −3,8m, видимый диаметр чуть больше 10″, а венерианская фаза неумолимо стремится к единице, до 0,73 до 0,87. 13 июня Венера пройдет между Плеядами и Гиадами. 29 июня прекрасная Афродита пролетит в 50′ над знаменитой Крабовидной туманностью М 1.

Из поля зрения не ушёл Марс. Почти весь июнь он находится в Близнецах. Лишь 29 июня Марс переходит из Близнецов в созвездие Рака. Появляется он на западе – северо-западе и до полуночи успевает закатиться за горизонт. Вечерняя видимость. Целых 2 часа между заходом Солнца и Красной планеты. Меньше 8° над горизонтом при начинающем темнеть небе. Движение прямое. 18 июня соединение Меркурия и Марса. Звезда Гермеса пролетит всего в 15′ от оранжевой планеты. Блеск Марса примерно 1,8m, видимый диаметр держится на уровне 4″. Меньше не бывает. Марсианская фаза приближается к единице.

Продолжает перемещаться по созвездию Змееносца Юпитер . Хорошая ночная, в теперь уже и вечерняя видимость. Целая ночь в распоряжении гиганта! Не так высоко над горизонтом, но увидеть из окна совершенно реально. В середине месяца должен быть виден сразу после захода Солнца. Утренняя видимость уходит в прошлое. Высота гиганта доходит до 12° над горизонтом. Ищем планету между юго-востоком и юго-западом. Движение попятное. Блеск Юпитера колеблется между −2,40m до −2,50m , а видимый диаметр около 46″. Благоприятное время для наблюдения планеты и его галилеевых спутников в телескоп.

По-прежнему пребывает в созвездии Стрельца Сатурн, жёлтая, планета, окружённая кольцом.Скрытое туманом галактическое ядро сопровождает гиганта в нелёгком пути. Южная сторона. Блеск Сатурна меняется от +0,m до +0,1m , диаметр держится на уровне 18″. Выходит следом за Юпитером. 12° над горизонтом при неуспевшем посветлеть небе. 3° до Плутона. Движение попятное. У Сатурна есть спутник Титан. Блеск Титана около +8,6m, видимый диаметр дотягивается до 1″ .

Появляются и невидимые гиганты. Но продолжительность видимости пока невелика. Условия налаживаются, но всему своё время. Лучше дождаться августа. Уран перемешается по созвездию Овна, а Нептун — по созвездию Водолея, в 30′ от φ Aqr. 6 и 15 градусов над горизонтом на ещё темноватом небе. Время восхода планет стремится к вечеру. Блеск Урана около 5,9m . Видимый диаметр составляет 3,4″. Блеск Нептуна 7,90m, а видимый размер стабильно держится на уровне 2,4″.

Карликовая планета Церера, бывший астероид №1, первую половину июня гуляет в Скорпионе над звездой Акраб. 22 июня переходит в Весы. Перемещение в сторону полуночи, попятное. Высота над горизонтом и продолжительность видимости достаточно приличные. Блеск Цереры за два месяца меняется от 8,58m до 7,75m. Очень даже неплохо! Видимый диаметр дотягивает до 1″ . В достаточно мощный телескоп можно отличить объект от звезды. Южная сторона, 15° над горизонтом при тёмном небе. 15-19 июня Церера пройдёт 40′ над звездой Джабба, ν Sco (4,0m, B2). 15 июня к этой компании присоединится Луна. В 20.30 возможно покрытие.

Постоянный обитатель созвездия Стрельца — Плутон. Блеск Плутона около 14m.

Паллада, астероид №2, перемещается по созвездию Волосы Вероники. Движение прямое. Блеск Паллады меняется от 9,37m до 8,89m. Блеск невелик, но созвездие поднимается высоко. На вечернем, слегка потемневшем небе, высота над горизонтом доходит до 50°. Потом опускается. Веста, астероид №4, перемещается по созвездию Рыб. Блеск Весты меняется от 8,29m до 8,24m. Видимый диаметр нулевой.12 июня Веста переходит в созвездие Кита, там и останется до конца месяца. Движение прямое. Эвномия, астероид №15 перемещается по Козерогу. Блеск Эвномии меняется от 10,34m до 9,22m. Видимый диаметр неотличим от нуля. 30 июня подходит к самой границе с Водолеем.

Восход и заход и небесных тел

Событие 1 июня       15 июня 30 июня
Заход      Юпитера     4.40 3.40 2.35
Заход      Паллады     5.40 4.40 3.35
Восход    Меркурия    4.30 5.30 6.15
Восход    Солнца        4.05 3.55 4.00

Сближение небесных объектов с Луной в июне 2019 г.

Объект       Дата  Расстояние Созвездие
Венера         1           4,0° С    − Овен
Гиады           3           1,6° Ю   − Телец
Альдебаран 3           1,4° Ю   − Телец
Меркурий     4           4,4° С    − Телец
Марс             5           2,3° С   − Близнецы
Ясли              7           0,5° С   − Рак
Регул             9           2,2° Ю  + Лев
Юпитер        16           1,2° Ю  + Змееносец
Сатурн         19           1,1° С − Стрелец

Лунные фазы в июне 2019 г. будут выглядеть так:

Новолуние                   3 июня 13.01
Первая четверть        10 июня 8.58
Полнолуние               17 июня 11.29
Последняя четверть 25 июня 6.26

Справа от даты указано московское время в часах и минутах.

С 22 июня по 2 июля ожидается активность метеорного потока Июньских Боотид. «Боо» (на латыни: Boo) — сокращённое название Волопаса, по латыни Bootes. Максимум ожидается 27 июня. В 1916, 1921 и 1927 годах поток давал звёздные дожди. В дальнейшем активность сильно упала, но в 1998 году «загадочный рой» снова оживился (ZHR 50-100). Отдельно можно упомянуть о вспышке активности 23 июня 2003 года, когда часовое число составляло от 20 до 50.

Автор: Алексей Пахомов