Что можно увидеть на небе в марте 2019

Вот и наступил первый месяц весны – месяц весеннего равноденствия. Погода ранней весной ещё не радует нас ясным небом, но при везении и в этот период можно увидеть много интересного.

Московское небо 15 марта 2019, 6 утра. Южная сторона. Юпитер и Церера в Змееносце. Сатурн и Плутон в Стрельце.
Московское небо 31 марта 2019, 6 утра. Восточная сторона. Венера, Меркурий и Нептун в Водолее.
Московское небо 13 марта 2019, 20 часов. Марс и Уран в Овне. Луна вблизи Алдебарана и Овна.
Шаровое скопление М 107 (NGC 6171) в созвездии Змееносца (фото: NASA/Hubble/STScI)
Шаровое скопление М 62 (NGC 6171) в созвездии Змееносца (фото: NASA/Hubble/STScI)

Много созвездий видно на небе, трудно из них выбрать самую достойную цель для наблюдений. Поговорим в этот раз о созвездии Змееносца, в котором гуляет нынешней весной Юпитер. Но не только этим интересен Змееносец, богато это созвездие звёздными скоплениями.

Самая главная звезда Змееносца, белая Рас Альхаг, α Oph (2,1m, A5). Расположена она достаточно близко от Земли, в 46,7 световых лет. Затем следует переменная двухкомпонентная белая звезда Марфик, λ Oph (3,8m, A2). До неё 166 световых лет. Почти на таком же расстоянии, 170 световых лет, находится звезда Сабик, η Oph (2,4m, G8) – вторая по яркости в созвездии. Спектральный класс почти как у нашего Солнца. Так и хочется, перефразируя название рассказа Рэя Брэдбери «Р – значит ракета», сказать G – значит жёлтая! Компоненты этой переменной звезды разделены всего 0,8″. Не каждому телескопу доступно их разделить. Западнее находится третья по яркости звезда созвездия – Саик, Дзета Змееносца (2,6m, О9). Ещё западнее повстречаем две близко расположенные звезды Йед Приор, δ Oph (2,7m, M1) и Йед Постериор ε Oph (3,2m, G8). Красная и жёлтая жемчужины.

В 2,5° от Саика в направлении на Антарес находится большое богатое шаровое скопление М 107 (NGC 6171). До скопления 20900 световых лет. Его звёздная величина 8.85m, угловой диаметр 10′. Оно приближается к нам со скоростью 60 км/с. В бинокль его разглядеть сложно, лучше использовать небольшие телескопы. Открыл скопление французский астроном Пьер Мишен в 1782 г. Затем в 1793 году независимо  его обнаружил Уильям Гершель, а вот в официальном каталоге Мессье скопление появилось только в 1947 году.

А теперь обратим внимание на шаровое скопление М 62 (NGC 6266). Скопление расположено достаточно низко на самой границе с созвездием Скорпиона в 7,5° градусах юго-восточнее Антареса. Открыл его Шарль Мессье в 1771 году, описав как «очень красивая туманность». Скопление удалено от нас на 22200 световых. видимая величина 6,45m. Видимый диаметр 15′. В пространстве простирается на 50 световых лет. Скопление приближается к нам со скоростью 61 км/с.

М 62 хоть и зовётся шаровым скоплением, но по форме оно не совсем шаровое. Скопление находится возле галактического ядра и подвергается воздействию приливных сил. В нём замечено много источников рентгеновского излучения. Обычно это тесные двойные звёздные системы, некоторые из них – миллисекундные пульсары. В 2013 году внутри М 62 нашли кандидата на черную дыру звездной массы M62-VLA1. Такие черные дыры формируются при коллапсе массивной звезды.

Теперь о Солнечной системе.

В начале марта появляется на восточном вечернем небе Меркурий. Движется следом за опустившимся Солнцем. 1 марта в 19 часов на московском небе высота над горизонтом звезды Гермеса 7°20′. Блеск, видимый диаметр и фаза Меркурия составят +0,14m, 8″, и 0,39. В середине месяца его скрывает Солнце, да и блеск уменьшается до 5,3m. Но в последнюю декаду марта Меркурий можно увидеть уже на утреннем небе около 6 утра. Блеск возрастёт до 1,2m. Начало марта Меркурий проводит в Рыбах, 24 марта он переходит в Водолей, а 27 марта разворачивается, меняя попятное движение на прямое. 30 марта он обходит справа Нептун. До бога морей всего 1°! В это время поблизости, в 6° правее и выше, будет обитать и Венера.

На утреннем небе пока ещё обитает Венера, но уже очень низко над горизонтом. Высота всего около 3°. Но не всё так плохо – светило яркое. Блеск Венеры за месяц меняется от −4,09m до −3,91m. Ярче только Луна. Промежуток между восходом Венеры и дневного светила около часа. Перемещается Афродита на юго-востоке -востоке. Март она встречает в Стрельце, но уже 2 марта переходит в Козерог, а 25 марта в Водолей. Видимый диаметр уменьшается от 15,6″ до 13,2″, венерианская фаза растёт до 0,72 до 0,81

Наблюдаем Венеру вместе с Константином Георгиевичем Паустовским: «В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Всё ещё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись в коряги рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра, медленно и бесшумно, как комья белого пуха».

Марс уже достаточно удалился от Земли – блеск и видимый диаметр у него не самые лучшие. Противостояние осталось далеко позади. Уже не так бросается его оранжевый цвет. Блеск Марса уменьшается от +1,18m до +1,4m, видимый диаметр держится на уровне 5,3–4,6″. Меньше только Уран. Зато марсианская фаза приближается к единице, растёт от 0,92 до 0,94. Планета гуляет по северным зодиакальным созвездиям. Весну встречает в Овне, 25 марта переходит в Телец. Забирается достаточно высоко над горизонтом, до высоты 40°. Вечерняя видимость. 30 марта красная планета проплывёт в 3° от Плеяд.

Продолжает перемещается по созвездию Змееносца Юпитер. Утренняя видимость с постепенным переходом на ночное небо. Поднимается всё выше. При не успевшем ещё засветиться небе высота гиганта над горизонтом доходит до 12°. Ищем планету между юго-востоком и югом. Блеск Юпитера меняется от −1,9m до −2,1m , видимый диаметр уменьшается от 36″ до 40″. Промежуток между восходом Юпитера и Солнца около четырёх часов и немного растёт. Даже сокращение тёмного времени суток – не помеха. В 8° выше и правее Юпитера находится звезда Сабик, η Змееносца, Oph (2,43m, A2). Между ними можно отыскать примечательное шаровое скопление M 9, оно же NGC 6333. Класс концентрации 8, блеск 7,9m, диаметр 9,3′.

Продолжает пребывать в созвездии Стрельца Сатурн. Юго-восток. Его блеск практически не меняется, оставаясь примерно +0,6m, диаметр держится на уровне 16″. 10° над горизонтом при тёмном утреннем небе в нашем распоряжении. Жёлто-лимонная планета, окружённая кольцом, прямым движением стремится к Плутону. Есть у Сатурна самый большой и достаточно хорошо видимый в телескоп спутник Титан. Его блеск около +8,8m, а видимый диаметр — 1″.

Чуть левее Сатурна находится постоянный обитатель созвездия Стрельца — Плутон. Девятая планета двадцатого века, охранитель внешних рубежей Солнечной системы. Блеск Плутона 14,3m .

Видимость «невидимых» планет далеко не самая лучшая. Уран перемещается прямым движением по созвездию Овна. Западная сторона. Видимость вечерняя. На два с лишним часа можно надеяться. Блеск Урана 5,9m . Видимый диаметр Урана составляет 3,3″. Высота Урана над горизонтом в тёмное время превышает 7°.

Нептун медленно движется по созвездию Водолея. Его ориентиры Меркурий и по-прежнему звезда Хидор (λ Водолея). Восток-юго-восток. Блеск Нептуна и видимый размер стабильно держатся на уровне 8m и 2″. В начале месяца вечерняя видимость. Но в марте он практически не виден. 6 марта Нептун скрывается за Солнцем и появится только в конце месяца уже на утреннем небе.

Церера, бывший астероид №1, а нынче малая планета перемещается по созвездию Змееносца, спеша на встречу с Юпитером и Сабику. Южная сторона. Обитает правее и выше «предводителя дворянства». До Сабика Церере 2,5°, а в пространстве 840 световых лет. Высота над горизонтом до 17°. Блеск Цереры около 8m. Видимый диаметр до 1″. Так что в мощный телескоп вполне можно отличить её от звезды.

В Деве весну встречает астероид Паллада. Блеск тоже около 8m. Лучше даже, чем у Цереры. Но видимый диаметр не отличим от нуля. 10 марта она переходит в созвездие Волопаса, двигаясь от звезды т Девы в направлении Арктура..

Моменты захода и восхода представителей Солнечной системы на московском небе показаны в таблице в хронологическом порядке в часах и минутах. Время московское (UT+3), точность пять минут.

Событие Дата
Восход Венеры       6.05       5.55          5.25
Восход Нептуна      7.40       6.40         5.40
Восход Меркурия   7.40       6.30          5.35
Восход Солнца      7.30        6.55         6.10

Единственный спутник Земли, Луна, 6 марта переживает новолуние, 14 марта окажется в фазе первой четверти, а 21 марта наступит новолуние. Как раз сразу после весеннего равноденствия, которое состоится 20 марта. А 19 марта Луна будет в перигее, и расстояние до нее будет меньше 360 000 км. Прекрасное время для наблюдений! 28 марта Луна будет в фазе последней четверти.

Луна может служить неплохим ориентиром для желающих приобщиться к тайнам звёздного неба. Жаль только, что она создаёт дополнительную засветку.
«Когда взошла Луна, раздался лёгкий вздох, словно от ветра, что ворошит мириады листьев... Картина в платиновых тонах, пишет американский фантаст Рэй Брэдбери в своём рассказе «Луана животворящая». — Луна господствовала в небе; в её белом пламени звёзды измельчали и поблекли».

1 и 29 марта Луна пройдёт южнее Сатурна в 0,2° и 0,9° соответственно.
2 марта Луна пройдет в 1,8° южнее Венеры
11 марта Луна пройдёт в 6° под Марсом
13 марта Луна пройдёт свозь звёздное скопление Гиады в 1,1° севернее Альдебарана
17 марта Луна пройдёт в 1,3° южнее звёздного скопления Ясли.
19 марта Луна пройдёт в 1,6° севернее Регула
27 марта Луна пройдёт в 1° севернее Юпитера

Не всегда момент максимального сближение виден: или объект находится под горизонтом, или мешает наше дневное светило Солнце. Тогда просто надо немного подождать, не больше суток, при условии хорошей погоды. В наших краях полностью доступны наблюдения сближений Луны с Регулом и Юпитером.

Из метеорных потоков в марте можно увидеть только Виргиниды. Он распадается на несколько потоков, активных с конца января по конец апреля и даже начало мая. Мартовский максимум приходится на 18 – 21 марта. Название потока происходит от латинского обозначения созвездия Девы – Virgo. Условия наблюдений разнообразны, но поток достаточно слабый, не более 4 метеоров в час.

Удачных наблюдений!