Жизнь без лекарств

Некоторые из нас принимают лекарства даже без особой на то нужды и уж подавно не советуясь с врачом. Между тем злоупотребление лекарственными препаратами может привести к серьёзным проблемам – потому что, как уверяют нас гости передачи «Таблетомания» на канале ОТР, безвредных лекарств просто не существует в природе.

В инструкциях к таблеткам, да и не только к таблеткам – к порошкам, мазям, разнообразным спреям и каплям, часто пишут, что принимать препарат следует в строго ограниченных дозах и строго ограниченное время. Но мы редко соблюдаем этот совет, полагая, что чем больше мы употребим лекарства, тем быстрее вылечимся. И совершенно напрасно мы так думаем. Дело тут не только в побочных эффектах, которые могут проявиться от неумеренного использования лекарств – просто сам принцип действия лекарственных препаратов таков, что принимать их стоит лишь в случае крайней необходимости.

Проблема в том, что почти все лекарства действуют так, чтобы скомпенсировать нехватку чего-либо, например, недостаточную активность какого-то фермента. Но для компенсации обычно используется некое искусственное вещество, и его действие не проходит для клетки бесследно: клеточные рецепторы привыкают к препарату, и чем больше мы его употребляем, тем сильней оказывается перекос в клеточной физиологии. Все это похоже на то, как возникает наркотическая зависимость, однако, как уверяют нас физиолог Сергей Константинович Судаков и фармаколог Николай Львович Шимановский (оба – члены-корреспонденты РАН), участвовавшие в передаче «Таблетомания» проекта «Большая наука» Общественного телевидения России, в более общем смысле зависимость возникает по отношению к веществам любого рода. а не только в связи с наркотиками.

Как ни парадоксально, самыми безопасными лекарственными средствами оказываются гормональные препараты, когда природный гормон, получаемый извне, просто компенсирует нехватку такого же природного гормона, который организм почему-то не может синтезировать сам в достаточном количестве. Правда, с гормонами следует иметь в виду, что их уровень сильно колеблется, и не только в зависимости от возраста человека, но и от времени суток, и еще свою роль тут играют разнообразные внешние факторы, вроде стресса, еды и т. д.

А ведь часто гормоны принимают, совершенно не обращая внимания ни на их суточные колебания, ни на что-либо другое, и в результате гормональные препараты пользуются зловещей славой непредсказуемых и опасных лекарств. С другой стороны, чтобы принимать гормоны абсолютно правильно, нужно развивать в медицине персонализированный подход, когда для любого лекарства, не только гормонального, можно определить, как к нему отнесется конкретный организм – однако такой персонализированный подход не всегда можно реализовать просто по экономическим соображениям.

В целом специалисты, занятые разработкой лекарств, прикладывают огромные усилия, чтобы сделать их максимально безопасными. Это и долгие, подробные испытания разных доз, и исследования на совместимость препаратов с разными особенностями физиологии, и еще многое другое (наверняка многие слышали про трехступенчатую схему клинических исследований, в которых участвуют тысячи и десятки тысяч людей). Но при всем при том, по словам Сергея Судакова, качественных прорывов в современной фармакологии не случалось уже давно, и большая часть новых лекарств суть модификации давно изобретенных молекул (исключение составляют лекарственные средства, используемые в онкологии – здесь наука действительно идет вперед).

Так что, как бы банально это ни звучало, лучше не надеяться на таблетки, тем более что безопасных среди них нет вообще, а вести действительно здоровый образ жизни. Чтобы до всех лучше доходило, в чем польза здорового образа жизни и в чем его преимущество перед лекарствами, нужно уже в школе объяснить человеку, что такое его собственная физиология. А для этого сама школьная физиология (и биология в целом, добавим мы) должна быть не абстрактным полотном про человека вообще, а таким учебным курсом, чтобы на занятиях каждый ученик чувствовал, что речь идет именно про него, про его органы и клетки.

Впрочем, рассуждения о педагогике и методике преподавания завели бы сейчас нас слишком далеко. Если вы хотите узнать больше о том, как делают лекарства, как их испытывают и что такое настоящая физиологическая грамотность, можете посмотреть запись передачи «Таблетомания» либо на канале ОТР на Youtube, либо прямо на нашем сайте.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее