Зоомузею МГУ – 225 лет

В этом году исполняется 225 лет Зоологическому музею МГУ имени М.В. Ломоносова – старейшему в России научно-исследовательскому музею.

Зоологический музей был основан в 1791 году при Московском Императорском Университете. Правда, тогда он назывался Кабинетом натуральной истории, который выделили из Минералогического кабинета специально для биологических экспонатов. В 1802 году коллекция Кабинета натуральной истории расширилась благодаря путешественнику и исследователю-натуралисту П.Г. Демидову, пожертвовавшего музею свою личную коллекцию с образцами из трёх царств природы и библиотеку.

Насекомые из энтомологического сектора зоомузея. (Фото Дмитрий Андреев.)
Насекомые из энтомологического сектора зоомузея. (Фото Дмитрий Андреев.)
Морская лилия, представитель типа иглокожие, многоклеточное животное довольно сложной организации. (Фото Дмитрий Андреев.)
Работы В.А. Ватагина. (Фото Дмитрий Андреев.)
Скелеты из зала сравнительной анатомии. (Фото Дмитрий Андреев.)
Скелеты из зала сравнительной анатомии. (Фото Дмитрий Андреев.)
Экспонаты из закрытого хранилища зоомузея. (Фото Дмитрий Андреев.)
Белый медведь с медвежонком. (Фото Дмитрий Андреев.)
Калякин Михаил Владимирович рассказывает про гребнистого крокодила, самое крупное современное пресмыкающееся. (Фото Дмитрий Андреев.)
Калякин Михаил Владимирович на фоне чучела тигра. (Фото Дмитрий Андреев.)
Головоногий моллюск наутилус. (Фото Дмитрий Андреев.)
Кабинет прфессора Персикова, героя повести Булгакова "Роковые яйца". (Фото Дмитрий Андреев.)
Чучела птиц в зале орнитологии, в том числе чучела странствующего голубя и каролинского попугая. (Фото Дмитрий Андреев.)
Гигантский ящер, он же гигантский панголин. (Фото Дмитрий Андреев.)

К сожалению, пожар 1812 года нанёс музею значительный ущерб. Часть экспонатов удалось спасти – их успели заранее вывезти,  но большая часть безвозвратно погибла. В музее до сих пор хранится почерневшая и обгоревшая раковина моллюска, которая служит напоминанием о пережитой трагедии.

Восстановлением музея после пожара занялся Г.И. Фишер фон Вальдгейм, приглашенный в Москву еще в 1803 году специально для работы с собранием Кабинета натуральной истории. Труды его были не напрасны. Благодаря активной работе Фишера уже через два года после пожара количество экспонатов увеличилось до 6 тысяч, а к началу 1830-х годов их было уже около 25 тысяч.

Долгое время кабинет использовали только в научно-образовательных целях, в нём изучали разнообразие живой природы как нашей страны, так и всего мира, и обычный человек в него попасть не мог. Однако в 1866 году музей открыл свои двери не только для натуралистов, преподавателей и студентов, но и для простых посетителей.

Современные дети, попав в Зоологический музей вместе с родителями, с удивлением рассматривают гигантских рыб, ярких бабочек, белых медведей – всё, что здесь есть. А потом, спустя годы, они приходят сюда снова, теперь уже со своими детьми, и вновь с ничуть не меньшим интересом изучают экспозицию музея, не переставая удивляться ее разнообразию и красоте.

Так что же такого необычного в Зоологическом музее? Ну, во-первых, его экспонаты. Все они настоящие, за исключением радиолярий – одноклеточных животных, которых нельзя рассмотреть без микроскопа, и латимерии. Латимерия – живое ископаемое из единственного сохранившегося до наших дней рода кистеперых рыб; за несколько сотен миллионов лет она почти не изменилась. Латимерии очень редки, и музею пришлось заказать выполненную вручную точную копию единственного имеющегося в Москве экземпляра (он находится в Институте океанологии имени Ширшова РАН). Модели радиолярий выполнены из пластика. В остальном же директор музея М.В. Калякин тверд: это не выставка восковых фигур или пластиковых кукол.

Во-вторых, здесь с головой погружаешься в удивительный мир живой природы – несмотря на то, что ресурсы музея невелики: всего в нём работают 26 научных сотрудников, и занимает он здание бывшего биологического факультета МГУ, состоящего из трех залов, одной аудитории, пары коридоров и нескольких небольших комнат, закрытых для посторонних. Общий фонд включает в себя около 10 миллионов единиц хранения, но выставлять на обозрение посетителей получается лишь очень малую его часть. Остальное остается сокрытым от глаз простых посетителей попросту из-за нехватки места. И всё же, когда приходишь сюда, небольшие по нынешним меркам залы кажутся бесконечными, а количество экспонатов в них – огромным.

Удивление настигает посетителей уже на входе: достаточно просто поднять голову, и вы увидите гордость музея – стены, расписанные изображающими животных картинами. Это работы В.А. Ватагина, выпускника факультета естественных наук МГУ и знаменитого художника-анималиста. Долгое время он сотрудничал с Зоомузеем, и, как говорят, ушел оттуда только тогда, когда в здании не осталось места, которое он мог бы разрисовать.

Из холла можно пройти направо, в первый зал. Там вы встретитесь с самым большим крокодилом, латимерией, гигантским скатом, змеями, бабочками, рыбами, моллюсками и множеством других существ.

Поднявшись мимо скелета мамонта вверх по лестнице, вы попадете на второй этаж. Здесь находится зал, посвященный птицам и млекопитающим, в том числе и редким, и даже уже давно вымершим. Разумеется, специально для музея их никто не убивал. Чаще всего сюда привозят зверей, умерших в зоопарке или найденных мертвыми в природе. Тут есть исчезнувшие еще в ХХ веке каролинский попугай и странствующий голубь, занесенные в красную книгу тигры, белые медведи, лошадь Пржевальского – и бегемот, на котором спал один из персонажей фильма Эльдара Рязанова «Гараж».

В третьем зале можно поразглядывать скелеты, которых тут великое множество, и при том самых разных – от колибри до мамонта! Один из самых интересных экспонатов здесь – абсолютно целый скелет стеллеровой коровы, к 1768 году полностью истребленной человеком.

Кстати говоря, здесь же, в Зоологическом музее, на втором этаже, «работал» профессор Персиков – вымышленный персонаж повести Булгакова «Роковые яйца», из-за экспериментов которого Москву наводнили колоссальные рептилии и птицы.

Время от времени экспозицию обновляют – сотрудники называют это «музейной линькой». Сейчас настал один из таких моментов. Но на сей раз музею нужно не просто переставить экспонаты – он должен измениться сам, усовершенствоваться, встать вровень с новым временем и новым поколением. Подобное «переформатирование», разумеется, дело непростое, требующее немалых ресурсов и энергии.

Тем не менее, уже сейчас можно отметить успех просветительских мероприятий музея: на 2016 год планируется «Фестиваль книг о животных для детей», открытие юбилейной выставки об истории музея и городская программа «Семейное путешествие», которая, вообще говоря, существует уже 8 лет, и за эти 8 лет она успела завоевать всеобщую симпатию. С сентября также начинается новый сезон интерактивных занятий для детей, открывается биолекторий для взрослых и научный террариум с ручными питомцами.

Все это, повторим, требует огромных усилий, но музей справляется на отлично. Люди знают и любят его, и не перестают ходить сюда сами и приводить своих детей. Лично у меня от посещения зоомузея остались самые теплые воспоминания – и сейчас, когда я пришла сюда в качестве журналиста, и много лет назад, когда меня сюда привела моя мама.

Автор: Елизавета Аникина


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее