Как живется сегодня в Антарктиде?

Можно ли завести на станции кота, как выглядит центр Галактики и чего не хватает во время зимовки - отвечают полярники со станции «Прогресс»

На прошедшем в Москве Х Фестивале NAUKA0+ состоялся открытый телемост с участниками российской антарктической станции «Прогресс», где каждый мог в прямом эфире задать вопрос полярникам.

Antarktida_IMG_7685.jpg

На вопросы  участников и гостей Фестиваля отвечает коллектив станции «Прогресс»: Андрей Миракин - начальник станции, Анатолий Селиванов - эколог (он же переводчик), Владимир Анфертьев - врач, Олег Круглов - геофизик и Евгений Косолапов - повар.

Кроме того, на связь вышли их коллеги с соседней индийской станций Бхарати: начальник станции Kailash Bhindwar, его заместитель Syed Shadab и врач Ravi Shankar, а также Li Hang - специалист по GPS с китайской станции Чжуншань.

Фотографии предоставлены начальником станции «Прогресс» Андреем Миракиным

Antarktida_утро2-0907.jpg

Илья.  Расскажите вкратце, что такое быть полярником?
На этот вопрос у каждого свой ответ. Могу сказать, что полярник – это особый склад характера человека, который должен отрываться от семьи как минимум на 12 месяцев, а то и того больше – на полтора года. На мой взгляд, не каждый человек способен уехать на столь длительный срок от семьи, от Большой земли.

Antarktida_2.jpg

Таисия. Здравствуйте! Вопрос следующий: что надеть, когда на улице -80 градусов по Цельсию? Спасибо.
В данном случае мы можем сделать только рекламу нашим поставщикам – у каждого есть своя одежда. Надо сказать, что в Антарктиде не везде -80. Да, бывают такие температуры, но, как правило, только  в центральной части Антарктиды, на высоких широтах. В нашем случае это станция «Восток» – только там возможны такие морозы, но русские валенки спасают везде.

Екатерина Рачковская. Здравствуйте! Скажите, трудно ли приручить пингвина и есть ли у вас пингвин-любимчик?
Пингвины у нас по станции не ходят и не приручаются. Да и это не совсем хорошо – приручать пингвинов.  Это же не домашняя птица, мы даже не пытались этого делать ни разу.

Antarktida_6.jpg

Евгения. Здравствуйте! Мой вопрос такой: отличается ли ночное небо Антарктиды от ночного неба России и если да, то чем?
Если вы имеете ввиду, что небо отличается по звездам – из России что-то видно, а из Антарктиды – нет, то да,  конечно. Когда вы находитесь в Северном полушарии, то видите одну половинку Вселенной, а если находитесь в Южном полушарии – то другую. Как вы знаете, у нас всего 88 созвездий. В Северном полушарии есть Полярная звезда и по ней, в основном, моряки и разные путешественники ориентировались на север. Южное полушарие характерно тем, что когда вы в нем находитесь, то можете различить созвездие, которое называется Южный Крест.

В Южном полушарии он используется для навигации, поскольку путем нехитрых геометрических вычислений позволяет найти на небе географический юг. Кроме того Южное полушарие характерно тем, что в ночное время вы можете наблюдать центр Галактики, который находится в созвездии Стрельца на расстоянии порядка 30 000 световых лет. Южное полушарие очень хорошо подходит для астрономических наблюдений, в том числе, если вы находитесь ближе к центру Антарктиды, где достаточно чистая атмосфера и ничто не мешает проводить астрономические наблюдения с разных типов телескопов.

Antarktida_4.jpg

Екатерина. Здравствуйте. У меня такой вопрос: есть ли на станции комнатные растения?
Комнатных растений у нас в данный момент нет, потому что  не работает гидропоника. В Антарктиде любое растение на станции можно выращивать только в гидропонике. Пока на станции эта система не работает, но в ближайшее время постараемся сделать.

Виктор. Здравствуйте!  Какие научные исследования вы ведете на станции и почему, на ваш взгляд, важно российское присутствие в Антарктиде?
На данный момент у нас ведутся программы по океанологии, гидрологии, геофизике. А также проводятся медицинские исследования по изучению влияния пребывания в Антарктиде на человека: как психологического, так и физиологического. И, само собой, метеорологические наблюдения. Ежедневные сводки подаются  4 раза в сутки каждые 6 часов. В сезон таких программ становится в десятки раз больше: приезжают биологи, микробиологи, гляциологи.

В плане геофизики мы занимаемся анализом и сбором данных о вариациях магнитного поля, и эти исследования имеют вполне определенное практическое значение. Находясь в полярном регионе, где более сильные возмущения, мы можем собирать огромное количество данных, анализировать их и использовать для краткосрочных прогнозов магнитной обстановки на Земле.  Поэтому для России очень важно иметь геофизические станции на всем континенте. То же самое с метеорологией – надо собирать очень большое количество данных, анализировать, обобщать их, и это надо делать с разных точек континента, а не только с одной.

Также нашими учеными был разработан новый способ, как по вариациям магнитного поля краткосрочно предсказать изменения возмущения в магнитосфере Земле. Это важно, потому что магнитные возмущения могут влиять на радиопередачу, работу спутников и наземных приборов.

Antarktida_5.jpg

Александр.  Здравствуйте. В последнее время увеличилось количество путевок в Антарктиду. Существуют ли какие-нибудь прогнозы изменения экологической ситуации в Антарктиде из-за увеличения количества туристов и предпринимаются ли какие-нибудь меры для предотвращения возможных экологических катастроф?
 Если говорить про нашу станцию, то ее туристы не посещают, их здесь не бывает. Те станции, на которых бывают туристы, очень серьезно относятся к экологии. Насколько я знаю, компании, которые организуют туристические поездки, даже обязывают туристов использовать бахилы для хождения по антарктической земле, мыть  постоянно обувь при сходе и заходе на судно. Им запрещено что-то вывозить с Антарктиды. К этому очень серьезно относятся, и я не думаю, что 200-1000 человек как-то внесут в этот мир какие-то соединения. Есть очень строгие требования к флоре и фауне, и на тех станциях, на которых я был, нигде особых нарушений не было.

Antarktida_DSC_0518.jpg

Виктор. Как вы проводите свободное время на станции?
В свободное от работ время, как правило, ходим в спортивный зал, бильярд, многие читают книги, смотрят телевидение. Так как нас тут рядом целых три полярных станции: российская, китайская и индийская, то проводим совместные спортивные игры: футбол, баскетбол, настольный теннис.  Такие соревнования длятся всю зимовку, когда есть свободное время.

Скажите, пожалуйста, меняется ли что-нибудь в вашем характере или привычках при работе в таких сложных условиях?
Скорее всего, да. Чем больше зимовок здесь проводят люди, тем больше меняется их характер,  он становится более спокойным, более уравновешенным. Многие действия совершаются более обдуманно, без лишних движений, и вовсе не из-за холода или особых условий.

Antarktida_1-(2).jpg

Добрый день господа ученые. Меня интересует такой вопрос: бывали ли случаи, когда женщины проводили исследовательские работы на станции, и можете ли вы рассказать о самых интересных случаях?
Насколько я знаю, за историю российских и советских антарктических экспедиций у нас тут зимовало в общей сложности пять женщин. Последняя из них – репортер Ольга  Стефанова зимовала на станции Беллинсгаузена и даже сделала документальный фильм под названием «Зимовка». Как правило, женщины в Антарктиде работают только в сезон, у них бывают очень большие научные программы преимущественно биологического характера: по биологии и гидробиологии.

Здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, как проходит ваш день?
В двух словах, день проходит сугубо по распорядку, почти по-военному. Утром подъем и для всех желающих завтрак. Потом проводятся основные научные программы, если позволяет погода – выезжаем на лед. Технические отряды восстанавливают технику, готовят ее к научным работам. Дальше – обед, после обеда – все то же самое. И только где-то часов с 6 начинается свободное время, о котором мы уже говорили. Каждый идет отдыхать в удобное для него время, но, как правило, это 10-11 вечера.

Antarktida_prgress-3.jpg

Сколько лет вашей станции?
Наша станция относительно молодая. «Прогресс» – это первая станция, которая построена непосредственно Российской Федерацией в 2008 году. Место, которое занимает «Прогресс», начали осваивать с 1989 года.

Зоя Валентиновна. Какая сейчас погода в районе станции «Прогресс»: температура, влажность, ветер?
Температура примерно -10.. -11 градусов. На небе ни облачка, солнечно, ветер примерно 4-6 м/с, влажность порядка 60%.

Antarktida_win.jpg

Здравствуйте полярники! Что такое сезон на вашей станции и у вас сейчас полярный день или полярная ночь?
Сезон в нашем регионе начинается тогда, когда приходит судно, для каждой станции свое. На нашу станцию приходит судно «Академик Федоров» – вот это время называется сезоном, а все остальное – зимовка. В данный момент у нас не полярный день и не полярная ночь, а вполне нормальная смена дня и ночи. А так полярный день у нас длится с 22 ноября по 22 января, а полярная ночь – с 25 мая по 17 июля.

Всем привет. Меня зовут Вероника и у меня к вам достаточно забавный вопрос: вы находитесь на единственном материке без границ. Скажите, нужны ли в Антарктиде визы?

В Антарктиде визы, конечно же, не нужны, но вот чтобы сюда попасть, бывает, что без них не обойтись. При всем желании, это не совсем российская сторона и, чтобы сюда попасть, нам требуются визы той же ЮАР или других стран, границы которых мы пересекаем, пока добираемся сюда.

Antarktida_DSC_0553.jpg

Здравствуйте господа ученые, такой вопрос: как часто вы выходите на улицу? И как далеко лично вы отходили от станции в течение дня?
По работе выходы на улицу могут быть и четыре раза в день.  И не важно, какая погода на улице: есть шторм или не шторм, видно что-нибудь или не видно.  Дальше всего от станции отъезжали гидрологи и океанологи на расстояние примерно 30 километров. У них были научные работы на таком удалении от станции: утром уехали, вечером вернулись.

Замечал ли кто-нибудь из вас следы инопланетного вмешательства?
Нет, из здесь присутствующих никто не замечал следов инопланетного пребывания.

Добрый день. Какая у вас самая холодная погода зимой?

В эту зиму у нас самая холодная температура была -45 градусов по Цельсию.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, существует ли у вас какая-нибудь особая подготовка перед экспедицией, например, как у космонавтов.

Как это ни прискорбно, в российской экспедиции особой подготовки нет. У нас идут нормальные курсы повышения квалификации по специальности. А вот у наших коллег, индийских особенно, строгая подготовка и отбор. После всех медицинских обследований, которых не одно и не два, они проходят специальную подготовку в горном районе Гималаев – это испытание для всего персонала будущей экспедиции. И на основе этой трехнедельной вылазки их кураторы определяют  степень готовности каждого члена экспедиции. Бывали случаи, когда кто-то по некоторым причинам не подходил.

Здравствуйте! Что вы едите, есть ли какая-то специальная антарктическая диета и как часто привозят продукты?
Я, наверное, начну с конца. Продукты нам привозят раз в год, когда приходит судно. А так, мы едим здесь все, практически, так же как и на Большой земле. Единственное, чего не хватает, это свежих овощей, зелени и фруктов – их хватает только на половину зимовки. А в основном у нас рацион абсолютно такой же – трехразовое питание, всего хватает, все сыты.

Antarktida_DSC_0720.jpg

Есть ли у вас домашние животные на станции, как выглядят ваши личные комнаты, и что вы делаете зимой, когда всегда темно?
Про личных животных отвечу сразу – их здесь нет. На Антарктиду запрещен провоз любых живых существ, кроме человека. Раньше здесь были собаки, кошки, но это было, если мне память не изменяет, до 1989 года. В данный момент ни на одной станции нет никаких животных кроме тех, которые обитают здесь.
Личная комната это 10-12 квадратных метров, в ней стол, кровать, стул, шкаф, кресло. Окна большие. Живем по одному в комнате. В целом, на всех станциях действуют правила общежития: общий туалет, общие душевые кабинки.
По поводу зимы. На некоторых она действует угнетающе, а так – ночь как ночь.

Фотографии предоставлены начальником станции «Прогресс» Андреем Миракиным