Животные мелочи

Недавно бразильские зоологи сообщили о нескольких новых видах лягушек, которые настолько малы, что могут легко уместиться на кончике пальца. Мы решили, что это хороший повод вспомнить других животных, известных своими крохотными габаритами.

Brachycephalus boticario, одна из новооткрытых бразильских «микролягушек».(Фото Marcio Pie et al., Peer J.)
Лягушка Microhyla nepenthicola с острова Борнео. (Фото Indraneil Das / Institute of Biodiversity and Environmental Conservation.)
Лягушка Eleutherodactylus iberia с Кубы. (Фото A. Rodriguez and M. Vences.)
Самое маленькое позвоночное – микроквакша Paedophryne amauensis. (Фото Yvonne Laurence / Flickr.com.)
Самая маленькая саламандра – Thorius arboreus. (Фото Sean Michael Rovito.)
Sphaerodactylus ariasae, карликовый геккон. (Фото Carlos Gomez / Flickr.com.)
Sphaerodactylus parthenopion, виргинский круглопалый геккон. (Фото Alfredo Sánchez Tójar/ Flickr.com.)
Хамелеон Brookesia minima. (Фото Sam Driscoll / Flickr.com.)
Хамелеон Brookesia tuberculata. (Фото Lotus-Salvinia.de / Flickr.com.)
Хамелеон Brookesia micra. (Фото Galileo gallery / Flickr.com.)
Самая маленькая черепаха – Homopus signatus. (Фото Homopus / Flickr.com.)
Змея Leptotyphlops carlae. (Фото biorajabi / Flickr.com.)
Самая маленькая рыба – Paedocypris progenetica. (Фото liviana1992 / Flickr.com.)
Самка фотокорины и паразитирующий на ней самец. (Фото Mynatureplace.org)
Колибри-пчёлка Mellisuga helenae. (Фото Jesus Reina Carvajal / Flickr.com.)
Желтоголовый королёк Regulus regulus. (Фото BiteYourBum.Com Photography / Flickr.com.)
Африканская Uraeginthus bengalus (Фото Rosa Gambóias / Flickr.com.)
Австралийская леопардовая радужная птица Pardalotus punctatus. (Фото Chris.Kookaburra / Flickr.com.)
Свиноносая летучая мышь Craseonycteris thonglongyai. (Фото sin neuronas/ Flickr.com.)
Самый маленький зверь по массе – карликовая многозубка Suncus etruscus. (Фото Kuehn, M. / Corbis.)
Тушканчик Stygotantulus stocki. (Фото Bell Pletsch - Own work. via Wikimedia Commons.)
Северная сумчатая мышь Planigale ingrami. (Фото Henry Cook / Flickr.com.)
Самый маленький примат – лемур Microcebus berthae. (Фото in phocus / Flickr.com.)
Реконструкция внешнего облика самого маленького млекопитающего Batodonoides vanhouteni, жившего 53 млн лет назад. (Фото flynariel / Flickr.com.)

Семь новых видов лягушек, которые обнаружили Марсио Пи (Marcio Pie) и его коллеги из Государственного университета в штате Парана, живут во влажных горных лесах на атлантическом побережье Бразилии.

Все они относятся к роду Brachycephalus, чьи представители вообще не слишком велики. Вот и среди новых видов нет ни одного, чьи размеры превышали бы 13 мм. На лапах у них меньше пальцев, чем у обычных лягушек, в своём развитии они обходятся без стадии головастика (то есть из икринки появляется детёныш, полностью похожий внешне на взрослую особь), друг от друга они отличаются преимущественно окраской, некоторые ядовиты. По словам зоологов, ничтожные размеры помогают им жить в отсутствие водоёма – той влаги, которую они впитывают через кожу от сырой земли и листьев, им вполне достаточно. Ареал обитания некоторых из новооткрытых видов ограничивается лишь одной-единственной горой, что сразу переводит лягушек в категорию видов, которые легко могут исчезнуть с лица Земли. Все семь видов описаны в статье в Peer J.

Новых Brachycephalus сразу отнесли к одним из самых маленьких позвоночных в мире, однако здесь нельзя не вспомнить лягушку Microhyla nepenthicola, открытую несколько лет назад в лесах острова Борнео – её самцы не превышают 12,8 мм в длину, а также 10-миллиметровую Eleutherodactylus iberia, обитающую на Кубе. Вообще же самым маленьким позвоночным животным в мире признана микроквакша (действительное систематическое название семейства) Paedophryne amauensis – живёт она в Папуа–Новой Гвинее, а размер тела у неё всего 7,7 мм. Среди хвостатых амфибий тоже можно найти кроху – саламандру Thorius arboreus, эндемика влажных лесов Мексики, длина которой вместе с хвостом составляет 17 мм.

Вообще же среди позвоночных животных холоднокровные обгоняют теплокровных как по количеству «лилипутов», так и по размерам. Например, звание самой маленькой рептилии могут разделить между собой карликовый геккон из Доминиканской республики (Sphaerodactylus ariasae, 16–18 мм), виргинский круглопалый геккон с Британских Виргинских островов (Sphaerodactylus parthenopion, тоже 16–18 мм), и несколько хамелеонов с Мадагаскара: Brookesia minima, достигающий 15-18 мм в дину, Brookesia tuberculata, вырастающий до 14-19 мм, и Brookesia micra (15-16 мм).Впрочем, необходимо уточнить, что у гекконов и хамелеонов все эти цифры относятся к длине одного лишь туловища, без учёта хвоста.

Из прочих рептилий стоит упомянуть о южноафриканской сухопутной черепашке Homopus signatus, самцы которой достигают 6-8 см, а самки – 10 см. Самки Homopus signatus в длину оказываются такими же, как и самая маленькая змея Leptotyphlops carlae, которая не живёт нигде кроме острова Барбадос. Добыча её невелика – термиты и личинки муравьёв, а замечательна Leptotyphlops carlae тем, что новорождённые детёныши оказываются лишь вполовину меньше родителя.

Долгое время рекорд по карликовости среди позвоночных удерживала рыба Paedocypris progenetica из семейства Карповых. Впервые её нашли в торфяных болотах в Индонезии, вообще же P. progenetica предпочитает держаться неосвещённых придонных слоёв воды стоячих водоёмов или медленных ручьёв. Максимальная длина тела у самцов  –  9,8 мм, у самок – 10,3 мм.С открытием самой маленькой лягушки, о которой шла речь выше, P. progenetica стала просто самой маленькой рыбой.

Ну и конечно, говоря о рыбах, стоит вспомнить панамскую фотокорину Photocorynus spiniceps – впервые её подняли с глубины более 1 200 м. Выглядит фотокорина, как и многие глубоководные виды, жутковато, добычу приманивает светящейся «удочкой» (и относится соответственно к Удильщикообразным), а если добыча оказывается слишком велика, то фотокорина нимало этим на смущается – её желудок способен растягиваться и вмещать в себя добычу, превосходящую по размерам самого охотника. Точнее, охотницу, поскольку самцы фотокорин в длину составляют всего 6,2-7,3 мм и проводят жизнь, в прямом смысле присосавшись к самке (которая, кстати, в длину может достигать 6,9 см; как легко догадаться, самцы фотокорин тоже в своё время претендовали на звание самых маленьких рыб). У самца и самки срастаются ткани и кровеносные сосуды, и самец в конце концов превращается просто в мешок с половыми железами. Такие взаимоотношения биологи назвали сексуальным паразитизмом.

Переходя к теплокровным, то есть к птицам и млекопитающим, мы уже никаких миллиметров не увидим, только сантиметры. Объясняют это так: чем меньше размеры, тем больше соотношение поверхности тела к его объёму, и, следовательно, тем выше тепловое излучение. То есть маленький зверь быстрее остывает и вынужден тратить больше энергии на собственный обогрев. И на каком-то этапе – на каком-то размере тела – дальнейшее уменьшение становится просто нерациональным с точки зрения физиологии, биохимии и т. д. Лягушки, рыбы, рептилии устроены иначе, у них нет внутренней топки, которая компенсирует тепло, уходящее вовне, они холоднокровные – вот и стали лилипутами-чемпионами.

Среди птиц, как многие могут догадаться, самых маленьких стоит искать среди колибри. Действительно, рекорд принадлежит их семейству – длина тела колибри-пчёлки Mellisuga helenae вместе с хвостом и клювом не превышает 5 см, а весит она менее 1,6 г. Живёт M. helenae только на Кубе, питается только нектаром. Ещё несколько цифр, относящихся к M. helenae: частота взмахов крыльями у неё может достигать 90 раз в секунду, а частота сердцебиения – 300-500 ударов в минуту.

Но одной колибри ограничиться было бы скучно, так что мы добавим к ней желтоголового королька Regulus regulus, самую мелкую птицу Европы (длина тела – 9-10 см, а масса – 4-8 грамм), широко распространённую в Африке Uraeginthus bengalus (которая будет покрупнее – до 13 см в длину) и 8-10-сантиметровую леопардовую радужную птицу Pardalotus punctatus из Австралии, которую стоит отметить хотя бы из-за её названия. Заметим также, что, когда говорят о размерах птиц и зверей, то кроме длины тела обычно ещё учитывают и вес (а в случае птиц – ещё и размах крыльев), так что бывает, что какой-то вид «побеждает» по одному параметру, а другой – по другому.

Среди млекопитающих самым маленьким «в длину» считается зверёк с неблагозвучным именем свиноносая летучая мышь (Craseonycteris thonglongyai), обитающая только в юго-западной части Таиланда и некоторых районах Мьянмы. По размерам она едва ли больше шмеля: длина тела – 2,9-3,3 см, масса – 1,7-2 г; при таких невыдающихся цифрах у C. thonglongyai довольно много отдано под череп – почти треть от длины тела. Одной из характерных её черт является нос, похожий на свиной пятачок (отсюда и название).

А вот по массе лилипутом-чемпионом оказывается карликовая многозубка Suncus etruscus, которая, в отличие от свиноносой летучей мыши, живёт и в Южной Европе, и в Северной Африке, и в Индии, и ещё много где. Общая длина тела без хвоста – от 3 до 4,5 см, с хвостом – 3,5 см, а масса не превышает 1,7 грамм (обычно – грамм-полтора). Кстати, по частоте сердцебиения многозубка с лихвой обгоняет колибри – у неё сердце бьётся с частотой до 1 511 ударов в минуту, с другой стороны, сердце у неё необычайно большое, 1,2% от массы тела (у человека, к примеру – лишь 0,43%).

К многозубке и летучей мыши близко подходят тушканчик Salpingotulus michaelis из Пакистана (длина тела 4,4 см без хвоста и 8 см с хвостом, масса – до 3,75 г) и северная сумчатая мышь Planigale ingrami, которая живёт в Австралии и относится к хищным сумчатым, то есть является родственницей знаменитого тасманского дьявола. Среди сумчатых меньше P. ingrami нет: длина тела без хвоста – 5-6 см, масса – 3,9-4,5 г.

Ещё среди самых мелких млекопитающих называют лемура Microcebus berthae, чья длина тела достигает 9-9,5 см (хотя весит он 24-38 г) – он считается самым маленьким приматом, а живёт, как и все лемуры, на Мадагаскаре – и обыкновенную ласку (Mustela nivalis). Ласка – самый маленький хищник, у самцов длина тела может быть 16-26 см без хвоста, а масса – 36-250 г. Однако самым главным карликом среди зверей признан вымерший вид Batodonoides vanhouteni из отряда Насекомоядных – он жил 53 млн лет назад, а масса его тела не превышала 1,3 г.

Что же до беспозвоночных, то среди них небольшие размеры кажутся нам чем-то самим собой разумеющимся, и здесь нас удивляют в первую очередь гиганты, вроде огромных вымерших бабочек или современной медузы под названием волосистая цианея, у которой встречаются экземпляры с диаметром купола 2 м и больше. Так что здесь мы лишь упомянем, что некоторые виды беспозвоночных Myxozoa (родственников медуз и коралловых полипов), которые паразитируют на рыбах, малощетинковые черви и мшанках, не превышают по своим размерам 20 микрометров.

Из членистоногих можно вспомнить паразитического ракообразного Stygotantulus stocki, у личинки которого длина тела составляет 94 микрометра, и клещей Eriophyidae длиной всего 0,125-0,250 мм.

Конечно, кто-то предложит спуститься на уровень ниже и вспомнить про одноклеточных эукариот, архей, бактерий, а заодно и вирусов, которых можно оценивать как по размеру «тела», так и по размеру генома – но это уже, как говорится, совсем другая история.