Счастье по-русски

Понятие счастья за последние 300 лет претерпело серьезную эволюцию. И это не прошло даром.

Что такое счастье – нередко задается вопросом современный человек. Всегда ли волновал такой вопрос россиянина, и что именно вкладывал он в это понятие два-три века назад? Такое исследование провел московский школьник Ованесов Дмитрий, представивший свою работу на Всероссийские юношеские чтения имени В.И. Вернадского, прошедшие в Москве.

Собрав базу данных с фрагментами из литературных произведений М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.Г. Чернышевского, А.С. Пушкина и переписки Петра Первого, автор попробовал определить составляющие понятия счастья, значимые для культуры России соответствующего периода и проследить его эволюцию. Собранная база данных оказалась довольно внушительной: в нее вошли 552 фрагмента из романа «Война и мир», 188 фрагментов – из романа «Идиот», 320 – из текстов Пушкина, 246 – из произведений 18 века.

Анализ всех изученных литературных источников показал, что концепция счастья у людей «высших сословий» постоянно и существенно изменялась. Например, у Петра Первого счастье имеет значение удачи, причем дается оно только от Бога. При этом в переписке Петра Великого никогда не встречаются какие-либо философские рассуждения о том, что же такое счастье.

Судя по произведениям Ломоносова, Михаил Васильевич полагал, что счастье даруется не Богом, а напрямую связано с вмешательством монарха или императрицы. То есть счастье, даруемое Богом, спускается до счастья, даруемого человеком.

Радищев впервые употребил слово «счастье» применительно к семейным отношениям. У него происходит осознание того, что человек может сам быть творцом своего счастья. В произведениях Радищева автор исследования впервые обнаружил рассуждения о том, какого человека можно назвать счастливым.

В девятнадцатом веке происходят серьезные подвижки в понятии счастья. У Пушкина впервые в русских литературных произведениях счастье связывается с материальным благом (дом, деньги), с женщинами, с семейной жизнью. При этом предполагается, что счастье полностью зависит от самого человека.

Вторая половина 19 века принесла новую философскую концепцию, которую автор исследования обнаружил, изучая произведения Достоевского и Толстого. В нее уже входят глубокие размышления о счастье и смысле жизни. Однако на этом эволюция категории счастья в 19 веке не закончилась. У Чернышевского счастье – это идеальный мир, рай на Земле, который нужно строить на основе упорного труда и образования. Во главу угла ставится счастье и свобода для всего общества, а не отдельных личностей.

Ну а что было дальше, знает каждый – весь двадцатый век мы строили счастье для всех и для будущих поколений. Но благодаря исследованию московского школьника Дмитрия Ованесова мы теперь знаем, что произошло это не случайно.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Автор: Татьяна Зимина


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее