С кремниевыми наночастицами – на солнцепек

Разработан солнцезащитный крем, не вызывающий опасных для кожи человека осложнений.

Исследователи из Московской академии тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова (МИТХТ) и Физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова разработали солнцезащитный крем, использование которого не приводит к риску возникновения различных кожных заболеваний.

Солнцезащитные кремы призваны защищать кожу от солнечных ожогов и вредного влияния ультрафиолетового света: повреждения коллагена, мутаций ДНК и даже нарушений работы иммунной системы, порой влекущих за собой раковые заболевания. В основу их действия заложены такие физические принципы, как отражение, поглощение, Рэлеевское рассеяние УФ-излучения или его преобразование в излучение другого спектрального диапазона. Однако используемые ныне фотопротекторные кремы сами обладают побочным действием, связанным с образованием свободных радикалов и активного кислорода, что приводит кожным заболеваниям и к нарушению синтеза необходимого организму витамина D.

Авторы нового солнцезащитного средства ввели в композицию нанокристаллический кремний. Это вещество полностью поглощает УФ-излучение нежелательного диапазона, одновременно пропуская лучи, необходимые для синтеза витамина D. Достигается это за счет полидисперсности, т.е. «разноразмерности» кристаллических частиц кремниевого порошка.

Нанокристаллический кремний синтезирован в индукционно-аргоновой плазме с добавками кислорода и азота. Средний размер синтезируемых кристаллических частиц составляет 1,8 – 3 нм и регулируется изменением технологических параметров процесса. Выбор исследователей пал на нанокристаллический кремний благодаря его исключительным электронным и оптическим свойствам. Ширина запрещенной зоны нанокристаллов кремния (которая и определяет его фотопроводящие свойства) зависит от их размера. Поэтому изменение этого параметра позволяет сдвигать область поглощения композиции в требуемый спектральный диапазон, а значит, строго регламентировать и дозировать попадание на кожу УФ-излучения.

Дополнительно разработчики ввели в фотозащитную композицию эйконол, добываемый из тканей и жира холодноводных рыб, и сквален, выделяемый из печени глубоководных акул. Эти вещества – мощные антиоксиданты и источники белков, витаминов, микроэлементов и минеральных солей, необходимых организму.