Информационные технологии в науке: желания сильнее возможностей

В области использования информационно-коммуникационных технологий наши ученые впереди России всей.

Исследователи из Института мировой экономики и международных отношений РАН и Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН проанализировали использование информационных технологий в научной деятельности наших ученых и пришли к выводу, что хотя наши исследователи и отстают в этой области от своих коллег из Европы, в целом лидируют у себя на родине по сравнению с работниками других сфер деятельности. И это несмотря на то, что с 1995 по 2004 годы фондовооруженность научного труда в России снизилась в 1,6 раза. Коэффициент обновления основных фондов в науке составил в 2004 году всего 1,3%, что на 0,9 пункта ниже, чем в целом в российской экономике. 43,4% машин и оборудования научных организаций и 61,7% техники их опытных баз эксплуатируются более 11 лет. На 100 человек, занятых в науке, в 2004 году приходилось 34 компьютера, в том числе лишь 21 ПК, подключенных к локальной сети, и только 11 – к интернету.

При этом средний возраст исследователей в стране – 48 лет, а средний возраст занятых в других сферах деятельности не превышает 40 лет. Кроме того, в научной сфере сокращается доля мужчин из-за низкой оплаты труда. Среди московских ученых мужчин ныне менее 58%, а например, в странах ЕС они в среднем составляют 74%.

Все это не лучшим образом сказывается на готовности российских ученых к использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в своей работе.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Авторы исследования отмечают, что лучше всех вычислительной техникой обеспечены астрономы и астрофизики и представители наук, связанных с ИТ, а хуже всех – экономисты и психологи. Интернет и электронную почту используют свыше 80% отечественных научных учреждений и 88% вузов, заметно опережая этот показатель для страны в целом. Лишь чуть более трети научных организаций имеют собственные сайты.

Довольно быстро развиваются научно-образовательные сети (RUNNet/RBNet, GLORIAD и др.), однако значительная часть используемого в них опорного оборудования морально устарела, и у нас сохраняются высокие цены на аренду цифровых каналов. Если средняя максимальная скорость передачи данных в сети в европейских странах превышает 2,5 Гбит/с (а в Великобритании, Швеции, Нидерландах и Германии достигает 10 Гбит/с ), то российская инфраструктура имеет не только значительно меньшую пропускную способность, но и существенно неоднородна. Например, между Москвой и Санкт-Петербургом скорость передачи информации достигает 2,4 Гбит/с, а между Хабаровском и Новосибирском – всего 4 Мб/с.

Не все работники науки имеют навыки работы с компьютерами. При этом «естественники» значительно опережают «гуманитариев». Например, компьютерной грамотностью обладают все столичные исследователи-«естественники» и лишь 86,7% гуманитариев.

. Несмотря на то, что использование ИК-технологий российскими научными работниками еще не достигло желаемого объема, оно уже начало приводить к качественным изменениям в организации собственно исследовательской деятельности. По данным авторов исследования, 39,2% отечественных ученых используют интернет для организации и осуществления совместных проектов с зарубежными коллегами: поиска партнеров, обмена документами, проведения совместных работ, обработки полученных данных, «выложенных» в распределенных сетях. Правда, и здесь лидируют «естественники», 55,6% которых используют сетевые инструменты. Среди гуманитариев таких всего 16,7%.

Автор: Татьяна Зимина


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее