Спецморковка для повышения иммунитета

Российские ученые создали трансгенную морковь, стимулирующую иммунитет.

Морковь, содержащая иммуномодулирующие белки человека интерлейкины, была создана большим коллективом исследователей из Института цитологии и генетики СО РАН (Новосибирск), Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН (Новосибирск), НИИ клинической иммунологии СО РАМН (Новосибирск) и Центра «Биоинженерии» РАН (Москва).

Столь большой коллектив не случаен. Первый этап работы состоял в разработке технологии создания генетически модифицированных растений, способных продуцировать белки, обладающие иммуномодулирующим действием. Были разработаны генетические конструкции с генами интерлейкинов 10 и 18 (ИЛ-10 и ИЛ-18) для экспрессии в тканях растений, а затем, на их основе, и сами трансгенные растения моркови.

Затем следовало убедиться, что накапливающиеся в корнеплодах трансгенных растений интерлейкины биологически активны. Биоактивность интерлейкинов ИЛ-10 и ИЛ-18 была подтверждена в опытах на лабораторных животных, у которых при потреблении генетически модифицированной моркови как добавки к пище в течение 16 дней, стимулировался гуморальный и клеточный иммунные ответы. Следующим этапом инновационной разработки должны стать испытания нового вида трансгенной моркови на сельскохозяйственных животных и добровольцах. Для этого в теплице Института цитологии и генетики СО РАН была наработана опытная партия трансгенных растений, основой для которой послужили семена первого поколения трансформантов.

С помощью растений, продуцирующих белки-иммуномодуляторы, ученые надеются разработать новые методы профилактики иммунодефицитных состояний и лечения инфекционных и «провоспалительных» заболеваний.