Тучи над Пулковскими высотами

В новом Генеральном плане развития Санкт-Петербурга архитекторы не видят места для Главной астрономической обсерватории РАН.

Специалисты Архитектурной мастерской Т.А. Славиной, которой поручили провести культурно-историческую экспертизу территорий, прилегающих к Пулковскому шоссе, сделали заключение, что Пулковскую обсерваторию следует перебазировать на другие, более благоприятные территории, например, на Кольский полуостров. А обсерваторский комплекс должен стать культурно-просветительским и историко-архитектурным объектом.

Столь «новаторское» резюме архитекторы сделали, ссылаясь на все ухудшающиеся условия для астрономических наблюдений «по причинам урбанистического характера». То есть архитекторы, озаботились качеством небесных наблюдений Пулковских астрономов в условиях предстоящей сплошной жилищной и общественно-деловой застройки территорий вокруг обсерватории.

Другого мнения придерживаются сами астрономы.
«На Пулковских высотах, которые в годы военного лихолетья так и не покорились фашистским ордам, Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория с белоснежными куполами наблюдательных павильонов была, есть и остается неприступной для нуворишей-инвесторов с лихими планами застройки лакомой для элитных коттеджей охранной зоны в несколько десятков гектаров», – сказал корреспонденту «Науки и жизни» пресс-секретарь Пулковской обсерватории Сергей Смирнов.

«Тем более переезда никто из руководства обсерватории не планировал и даже никогда не помышлял, как того бы ни хотелось ретивым передельщикам академической собственности и новоявленным рейдерам», - добавил он.

Пулковская обсерватория, следуя своим традициям, ведет сегодня обширные исследования. Совместно с астрономами Римской Обсерватории и Обсерватории Терамо в Италии Пулковские астрономы реализуют, например, совместный проект поиска сверхновых звезд в инфракрасном диапазоне. С этой целью в высокогорном месте Италии в Кампо Императоре был установлен российский телескоп АЗТ-24 с диаметром зеркала 1.1 м, который принадлежит Пулковской обсерватории и изготовлен в Санкт-Петербурге. Совместные проекты наблюдений успешно реализуются с астрономическими обсерваториями США. Российские астрономические инструменты установлены для совместных программ наблюдений в Чили и Боливии.

Среди инновационных космических проектов Сергей Смирнов выделил организацию в рамках Геофизического года постоянного космического солнечного патруля с использованием аппаратуры, изготовленной в Государственном оптическом институте им Сергея Вавилова (Санкт-Петербург). Сейчас астрономы работают над созданием первой «системы постоянного контроля вариаций потока ионизирующего излучения Солнца». Это излучение полностью поглощается в верхней атмосфере земли и поэтому может исследоваться только с борта ракет и космических аппаратов. Создание патруля позволит рассмотреть роль солнечных событий в метеорологии, космической погоде, в сейсмических катастрофах (землетрясениях), возникновении заболеваний и социальных катаклизмов с новых научных позиций.

.

Пулковская – первая Российская астрономическая обсерватория – по указу Петра Первого (через год после создания Академии наук) была открыта в 1725 году и, по свидетельству де Ла-Ланда, была одной из наиболее великолепных в Европе. Петр Великий ясно сознавал и видел важное значение астрономической науки для исследований географии необъятной Российской империи. Астрономо-географические экспедиции, начатые в 1727 г., совершались в дальнейшем весьма часто, так что в начале XVIII в. Россия превзошла все остальные развитые государства Европы в приложениях астрономических исследований к географическим работам.

«Пулковские астрономы всегда оставались верными этим славным традициям, преумножая потенциал отечественных научных достижений в области астрономических исследований», – подчеркнул Сергей Смирнов.
Нельзя допустить разрушения очередного уникального научного учреждения в угоду сиюминутной выгоде, в угоду хищническим интересам новых застройщиков. Не может не удивлять и позиция архитекторов, людей, предположительно интеллигентных, находящих благовидное объяснение уничтожению уникального научного комплекса.

Автор: Николай Крупеник