Пусть бактерии спят

Кажется невероятным, но каждый третий человек в мире заражен скрытой формой туберкулеза. Ученые из Института биохимии им. А. Н. Баха смогли найти новый подход к решению этой важной проблемы.

Уже более полувека в медицине широко применяются антибиотики. С их появлением казалось, что с инфекционными заболеваниями скоро будет покончено. Но надежды не оправдались, болезни остались, и более того -- в последние годы во всем мире наблюдается рост заболеваемости туберкулезом. По данным Всемирной организации здравоохранения каждый год 9 миллионов человек заболевают туберкулезом, а 2 миллиона -- умирают от его осложнений.

В октябре 2006 года крупнейшая фармацевтическая компания «Новартис» провела научный симпозиум по проблемам борьбы с туберкулезом. Это уже третье мероприятие такого рода в России. Его цель -- стимулирование научного обмена между компанией и исследовательскими организациями России. Одна из наиболее злободневных проблем, обсуждавшаяся в рамках симпозиума, -- бессимптомное носительство туберкулеза. В настоящее время около 2 миллиардов человек (то есть каждый третий на планете) заражены туберкулезом. Но, к счастью, большинство из этих людей вполне здоровы, никаких симптомов заболевания у них нет. Зачастую они даже и не подозревают о том, что являются носителями этой опасной болезни. И лишь положительная реакция Манту дает основание врачам заподозрить у пациента скрытую (латентную) форму туберкулеза.

Сильная иммунная система носителей туберкулеза не дает бактериям размножаться. Можно сказать, микробы находятся в спящем состоянии. Однако, по неизвестной пока причине, микобактерия вполне способна «проснуться» -- от 5 до 10% бессимптомных носителей впоследствии заболевают туберкулезом. Инкубационный период от момента инфицирования до появления симптомов заболевания может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Стрессы, болезни, физические нагрузки провоцируют перерождение микобактерии из «спящего» состояние в «бодрствующее».

Поиском факторов, вызывающих «оживление» «спящих» бактерий в организме человека, занимаются многие научные группы во всем мире. В 1998 году исследователям из лаборатории биохимии стрессов микроорганизмов под руководством доктора биологических наук профессора А. С. Капрельянца из института Биохимии им. А. Н. Баха РАН (Москва) с коллегами из Уэльсского университета (Великобритания) удалось обнаружить семейство белковых веществ, которых вполне можно было бы назвать «факторами оживления». Их принято обозначать английской аббревиатурой Rpf (resuscitation promoting factors).

Оказалось, что Rpf-молекулы вовлечены в механизм «спячки» и «пробуждения» туберкулеза. «Факторы оживления» вырабатываются микобактериями туберкулеза, но не теми, которые «спят», а теми, которые «бодрствуют». Оказывается, даже в «спящей» популяции всегда есть небольшой процент активных бактерий. Вот они-то и секретируют белковые молекулы, заставляющие «сонь» проснуться и начать активно размножаться.

«Спящие» микобактерии непросто обнаружить и еще труднее от них избавиться -- антибиотики, которыми лечат активную форму туберкулеза, на них не действуют. Для профилактики перерождения бактерии из латентной формы в активную остается единственный выход -- найти вещества, способные заблокировать «факторы оживления». В рамках сотрудничества с группой Капрельянца в Институте Химического разнообразия (г. Химки Московской области) уже начаты поиски и синтез веществ, способных погасить активность Rpf-молекул. С новыми лекарствами носители туберкулеза уже смогут не волноваться -- бактерии в их организме никогда не «проснутся».

Автор: Ольга Белоконева