Древние охотники из Тамани

На Тамани найдена древнейшая в Восточной Европе стоянка первобытных охотников.

На северном берегу Таманского полуострова, недалеко от города Темрюк, в местечке Богатыри археологи из Института истории материальной культуры РАН (С-Петербург) обнаружили каменные изделия раннего палеолита. Палеонтологическое местонахождение получило название «стоянка Богатыри».

Ранее в данном местонахождении ученые находили кости таманского слона и эласмотериев – животных, которые миллион лет назад обитали на Северном Кавказе. Таманский слон — «прадедушка» хорошо известных шерстистых мамонтов, кавказский эласмотерий — громадное носорогообразное животное с большим рогом-колпаком на лбу.

Палеонтологические данные позволяют восстановить условия существования на Северном Кавказе в те доисторические времена. Это были обширные открытые ландшафты степного типа и многочисленные пойменные леса. Теплый климат начала плейстоцена был вполне подходящим для обитания здесь людей раннего палеолита.

За много лет исследований местонахождение было неплохо изучено. Поэтому никто из палеонтологов и геологов и не предполагал, что они многие годы работают на месте стоянки одних из первых европейцев.

Найденная стоянка располагается на оползневом участке высокого берега на высоте 28 м над уровнем Азовского моря. Раскопки подтвердили совместное залегание многочисленных костей животных и каменных изделий. «Здесь была именно стоянка, а не место временной остановки охотников», – настаивают археологи. Мелкие чешуйки от обработки камня подтверждают факт производства орудий на месте.

Возможно, обитатели стоянки охотились на слонов и эласмотериев, подстерегая зверей на водопое, когда те были наиболее уязвимы. Не исключено, что древние люди добивали и разделывали туши четвероногих гигантов, увязших в вязком иле древнего водоема.

Среди находок оказались крупные пиковидные орудия и различные скребла и скребки. Этими довольно тяжелыми орудиями выполнялись работы по разделке туш животных, раскалыванию костей, разрезанию мяса. Есть и мелкие орудия с зубчатым и выемчатым краем, которые использовались для менее грубого разрезания и скобления. — Это типичная «стояночная» картина с «отработанным» производственным инвентарем и кухонными завалами фрагментов костей, — говорит руководитель экспедиции доктор исторических наук Владимир Щелинский.

Древний возраст стоянки не вызывает никаких сомнений. От 1,2 до 0,8 млн. лет – так по фауне датируют сейчас ученые открытую стоянку древних охотников. Вместе с тем на стоянке не оказалось так называемых ашельских ручных рубил. Эти универсальные орудия изготавливались техникой двусторонней отбивки, и они впервые появились в каменном инструментарии древнейших охотников только около 1 млн. лет тому назад. Обитатели открытой стоянки, скорее всего, еще не умели изготавливать подобные орудия. Это позволяет сузить временной интервал существования стоянки до 1,2 — 1 миллиона лет.

Найденная стоянка претендует на звание самой древней из известных в настоящее время раннепалеолитических стоянок на территории Восточной Европы.

Автор: Вероника Токарева