Опасное дыхание морей

Океанологи проанализировали накопленные данные о распространении загрязняющих веществ в российских морях..

По данным ученых из института океанологии им. П.П. Ширшова РАН протяженность береговой линии России составляет около 60 тыс. км, площадь шельфа – около 5 млн. кв. км, то есть треть территории России. На берегах наших морей живет около 17 млн. человек – 12% населения страны. Наиболее опасными загрязнителями для здоровья человека признаны пестициды – хлорорганические соединения, используемые для защиты растений от вредителей. Исследование показало, что все моря России заражены этими химическими веществами, что неудивительно, учитывая, что в мире в конце 80-х годов использовалось до 3,2 млн. т гербицидов и фунгицидов, то есть на каждого жителя планеты приходилось примерно по 0,6 кг этих веществ. Доля производства хлорорганических соединений в СССР составляла 12% от мирового.

Анализ собранных данных показал, что в целом загрязнение пестицидами воды и донных осадков морей России в настоящее время невелико – меньше предельно-допустимой концентрации (ПДК), которая составляет 0,01 мкг/л. Наиболее загрязнены приустьевые и шельфовые участки морей. Больше всего пестицидов (преимущественно группы ДДТ) в донных осадках. К сильно загрязненным относится Японское море. Например, содержание ДДТ и его метаболитов в воде Уссурийского залива отмечалось в пределах 0,2 – 9,2 мкг/л, а максимальное – 323 мкг/л, т.е. во много раз превышало ПДК.

В шельфах внутренних морей (Черное, Азовское, Каспийское и Балтийское) загрязнение хлорорганическими соединениями не превышает фонового уровня. Наиболее распространены здесь ДДТ, ДДД, ДДЭ, хлорофос. В Балтийском море наиболее загрязнена хлорорганическими соединениями Невская губа, где содержание ДДТ и ДДЭ в воде достигало соответственно 30-70 и 10-20 нг/л – до 7 ПДК.

Ученые надеются, что если применение пестицидов будет резко ограничено (которое существенно сократилось по экономическим причинам с начала 90-х годов), то самоочищение моря произойдет за 10-15 лет.

По данным океанологов в российских морях существуют 23 свалки химических и взрывчатых боеприпасов.По уровню этого вида загрязнения российские моря можно расположить от грязных к малозагрязненным в следующем порядке: Азовское – Северный и Средний Каспий – Японское – Балтийское – Баренцево – Печорское – Черное – Охотское – Карское – море Лаптевых – Восточно-Сибирское – Чукотское. Открытые части морей загрязнены меньше, чем прибрежные. Некоторые районы по уровню загрязнений были отнесены к катастрофическим – это ряд заливов, бухт, портов. Наиболее опасны химические отравляющие вещества (ХОВ), затопленные в Балтийском море (1945 г., 12,03 тыс. т или 1/3 всех ХОВ Германии), где захоронены циклон Б (синильная кислота), ОВ (иприт, адамсит, хлорацетофен). По мнению ученых, главная потенциальная опасность затопленного химического оружия заключена в токсичности продуктов его разложения, эффектов биоаккумуляции и долговременного загрязнения донных осадков мышьяком, содержащимся в люизите. В ряде мелководных районов Балтийского моря велика потенциальная опасность передачи токсических веществ по пищевой цепи к рыбам, птицам, людям. При потреблении рыбопродуктов с повышенным содержанием мышьяка возрастает риск раковых заболеваний. Океанологи считают, что реальную опасность химическое оружие будет представлять, если боеприпасы будут поднимать трапами рыболовных судов. По их мнению, концентрированные россыпные захоронения ХОВ следует засыпать, то есть организовывать дампинг чистых грунтов.

Ученые напоминают, что изменение химического состава морской среды привело к распространению новых заболеваний – урбанитов, которые включают токсикологические, эндокринные, аллергические и генетические заболевания.