Еще раз о воде

Тема строения воды не оставляет умы ученых. В институте неорганической химии СО РАН разработали ее новую структурную модель.

Как пишет автор новой модели Юрий Зеленин в своей статье «Двухкомпонентная модель структуры воды», опубликованной в электронном научном журнале «Исследовано в России», вода состоит из двух компонент. Это – «свободные» молекулы воды (Н2О) и молекулы воды, входящие в пятичленные циклы Н10О5. При определенной температуре эти два компонента образуют комплекс состава 1:1. Вообще же, соотношение этих компонент зависит от температуры: чем выше температура воды, тем больше доля молекул, не имеющих водородных связей, т.е. «свободных».

Напомним, что согласно сегодняшним представлениям основу структуры воды составляют тетраэдры из молекул воды (см. рисунок), которая наследуется от структуры льда.
Соответственно, в жидкой воде большинство ее молекул «связаны» четырьмя водородными связями. Остальные (из-за текучести воды) имеют по две-три водородные связи.

Предложенная новая модель воды оказалась развитием заключения М. Аджено (Ageno M.), сделанного еще в 1967 году на основании квантовомеханических представлений, согласно которому у воды могут быть только две водородные связи (а не четыре и не три), и что водородной связи в воде присущ корпоративный характер.

Модель, предложенная Юрием Зелениным, хорошо согласуется со всеми свойствами воды и объясняет понижение вязкости с ростом давления, уменьшение сжимаемости с ростом температуры, воздействие магнитного поля и т.д.