Тяжелая бомбардировка

На базе линейного ускорителя протонов Института ядерных исследований в г. Троицке Московской области создается Комплекс протонной терапии для лечения злокачественных новообразований.

Предполагается, что в Комплексе протонной терапии (КПТ) будут разрабатываться и применяться новые методы лечения злокачественных опухолей с использованием различных видов ионизующего излучения. При облучении протонами и другими тяжелыми заряженными частицами – андронами – поражается только опухоль (в отличие от электронов и фотонов, при обработке которыми вместе со злокачественной опухолью поражаются и окружающие здоровые ткани). Такая избирательность протонов обусловлена свойством тяжелых заряженных частиц выделять основную часть ионизующей энергии в конечной точке траектории, зависящей от энергии частицы, при малом отклонении от первоначального направления при движении в тканях организма. Протонная терапия, как утверждают специалисты, позволяет излечивать больных с широким классом опухолей, не поддающихся лечению другими методами, включая хирургические.

Как сообщил корреспонденту «Науки и жизни» ученый секретарь ИЯИ РАН Андрей Новиков-Бородин, ускоритель протонов ИЯИ РАН (см. рисунок) – единственный среди действующих в России ускорителей, удовлетворяющий всем основным требованиям протонной терапии по параметрам пучка (диапазон энергий, длительность и частота импульсов). Благодаря возможности варьировать не только энергию, но и интенсивность пучка ускоренных частиц, с помощью данного ускорителя можно проводить не только протонную терапию, но и другие виды лучевой терапии и диагностики.

Проект КПТ предусматривает строительство трех камер облучения, одна из которых будет снабжена системой "Гантри", обеспечивающей вращение направленного пучка протонов вокруг пациента. В 2007 году будет закончено строительство 1-очереди КПТ с двумя камерами облучения (протонами и фотонами), уже работают канал транспортировки протонов и установка конвенциальной (облучение фотонами – ред.) радиотерапии с амбулаторией. Первые пациенты на установке конвенциальной терапии появятся в нынешнем году, а на протонной установке – в следующем. На первом этапе предполагается, что за смену будут облучать более пяти пациентов с опухолями ограниченного размера и ограниченного класса локализаций, в первую очередь – опухоли глаза и области головы.

В здании, где будет построена 2-я очередь Комплекса протонной терапии, будут размещены не только камеры облучения, но и томографы, рентгеновские установки, дополнительные электронные ускорители и другие системы для точной диагностики опухолей и контроля процесса лечения. После полного ввода в строй КПТ сможет принимать до 50 пациентов в смену, т.е., как утверждают разработчики, комплекс будет одним из крупнейших в Европе радиологических центров.