Безаварийный атомный реактор

Российские ученые из обнинского физико-энергетического института и московского научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники (НИКИЭТ) при участии ученых из Санкт–Петербурга разработали атомный реактор с атмосферным давлением.

Реактор РУТА – реакторная установка теплоснабжения с атмосферным давлением – относится к водо-водяным реакторам бассейнового типа. Он спроектирован для использования в составе атомной станции теплоснабжения для отопления населенных пунктов, отдельных жилых районов. Главная особенность реактора – отсутствие избыточного давления воды в так называемом первом контуре – бассейне реактора. Это исключает возможность возникновения аварийных ситуаций. Сам реактор можно представить в виде «рюмки», ножка которой уходит на несколько десятков метров в землю. В ножке расположена активная зона реактора, а сверху, в «рюмке» – вода, налитая не до краев. Вода, нагреваясь в активной зоне, поднимается вверх, в теплообменники, расположенные в верхней части бассейна. Она отдает тепло и вновь опускается вниз для подогрева в активной зоне. Такую конструкцию отличает надежность, безопасность, простота, а также возможность длительной автономной работы.

Установку РУТА можно считать наиболее перспективной для использования в жилищно-коммунальном хозяйстве, в качестве источника тепла для опреснения морской воды и источника нейтронов для исследовательских и медицинских целей.