Откуда инновации? Из Сибири, вестимо

Российские инновационные проекты в области химии в основном поставляют научные организации Сибири и Урала. Причина понятна: инновации требуют денег, но они же их и приносят.

Сессия «Инновации и новейшие технологии в химической промышленности», состоявшаяся в рамках III Московского международного химического саммита, собрала приблизительно тех же участников, что и в прошлом году: химический факультет МГУ, Инновационно-технологический центр РАН, Институт катализа СО РАН и российские представительства компаний БАСФ и Degussa.

Несмотря на такое слабое представительство исследовательских организаций из Сибири, дела у них, судя по данным академика Вячеслава Бузника (директора Инновационно-технологического центра РАН), не так уж плохи. Во всяком случае, именно институты Сибирского и Уральского отделений РАН (и только они), как и в прошлом году, вошли в первую десятку институтов РАН по поддержке патентов. Причем лидерство сохраняет Институт катализа СО РАН, имеющий 249 патентов, что составляет 9% патентов, полученных всей Российской академией наук. Замыкает десятку лучших Институт химии и химической технологии СО РАН (50 патентов).

Слабая инновационная деятельность институтов РАН, по мнению академика Бузника, обусловлена целым списком объективных и субъективных факторов – от невостребованности на отечественном рынке и неразвитости и противоречивости законодательной базы, до отсутствия профессионалов-менеджеров в области инновационной деятельности.

Декан химического факультета МГУ академик Валерий Лунин свой доклад начал с полушутливого-полусерьезного рассказа об одной из «инноваций» в области образования, разработанной на факультете. В начале 90-х годов, когда государственного финансирования катастрофически не хватало для ведения учебного процесса, руководство факультета обратилось за помощью к своим выпускникам, работавшим в Германии. С их помощью химическому факультету удалось получить 11 вагонов химреактивов, которые использовали для обучения студентов в течение последующих десяти лет.

Сегодня инновационные разработки позволяют факультету получать дополнительные денежные средства в размере 1,5 бюджета химфака. В числе последних инновационных разработок Валерий Лунин назвал биохимические сенсоры для определения нейротоксинов (наркотиков) в крови, технологии очистки и контроля фармпрепаратов и анализа пищевых продуктов, катализатор разложения остаточного озона в водопроводной воде, метод очистки воды от ионов железа на предприятиях пищевой промышленности, метод озонотерапии для лечения ожогов, трофических язв, ран и т.д.

Недавно на факультете была создана совместная лаборатория с ОАО «РУСАЛ» по разработке новых анодов и электрохимических технологий получения алюминия. На сегодня стоимость совместного проекта оценивается в 1 млн. долларов, из которых 660 тысяч пошло на приобретение оборудования, и остальные – на учебный процесс.

Однако эти очень неплохие успехи химического факультета МГУ по привлечению финансовых средств для инновационных исследований, выглядят весьма скромными на фоне бюджета, выделяемого на аналогичные цели компанией Degussa, который, по словам ее представителя в странах Восточной Европы Юрия Черняева, составляет 300-400 млн. евро в год. Эта сумма вырастает приблизительно в 10 раз на стадии доведения инновационной разработки до промышленного производства в специально созданном для этого «Science to Business» («От науки к бизнесу») центре.

Руководитель отдела химии ЗАО «БАСФ Россия» Антон Гельминас сообщил, что в компании БАСФ инновационными исследованиями занимаются 8 тыс. человек. Сегодня основной упор компания делает на разработках в области нанотехнологий, рынок которых оценивается к 2010 году в 500 млрд. евро при его годовом росте 10-15%. В числе последних разработок компании в области наноматериалов Антон Гельминас назвал «нанокубики» для поглощения (адсорбции) водорода. Эффективная площадь 2 граммов таких нанокубиков эквивалентна обычному адсорбенту размером с футбольное поле.

В общем, энтузиазм – это хорошо, а деньги – эффективнее.

Автор: Татьяна Зимина


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее