Мамонты впадали в гормональную ярость

Уровень тестостерона у самцов мамонтов время от времени сильно повышался подобно тому, как он повышается у самцов слонов.

Мы так часто слышим о том, что из древних костей достали очередную древнюю ДНК, что начинает казаться, будто ничего другого из них и достать нельзя. На самом деле, в костях остаются и другие биомолекулы — например, стероидные гормоны. Известно это давно: стероиды выделяют из костей, а также из зубов и волос людей и животных, причём как современных, так и живших много лет назад. Однако до последнего времени было не вполне понятно, насколько полезной может быть информация о стероидах в костях. Увидеть их там мы увидим, но о чём они нам скажут? Можно же представить, что гормоны со временем разрушаются и вымываются из костей и зубов, и что единственное, о чём говорит присутствие стероидов в костных остатках — это что у человека, собаки или мамонта они в принципе синтезировались. Кто бы, как говорится, сомневался.

В опубликованной в Nature статье сотрудников Мичиганского университета, Зоологического института РАН и других научных центров России, Франции и Нидерландов говорится о том, что стероиды в скелетных остатках на самом деле могут быть весьма информативными. Исследователи сравнивали содержание тестостерона в бивнях самца африканского слона и двух мамонтов, самца и самки, которые некогда бродили по территории нынешней Сибири. Задача была в том, чтобы проверить, можно ли найти в бивнях мамонтов характерные тестостероновые всплески, соответствующие так называемому мусту.

Муст, или слоновье бешенство — особое состояние, в которое время от времени впадают самцы слонов. К обычному бешенству — вирусной болезни — оно не имеет никакого отношения. Просто во время муста у слона уровень тестостерона повышается в десятки раз, и вести он себя начинает соответствующе. Даже очень спокойный слон становится в мусте чрезвычайно опасным для человека, других слонов и других животных. Муст не всегда совпадает с течкой у самок, но если такое случается, муст обеспечивает репродуктивный успех: самок слон в мусте привлекает, а другие самцы его просто боятся.

Тестостерон и другие стероидные гормоны сохраняются в зубном дентине, и у слонов гормональные всплески, соответствующие мусту, можно увидеть в бивнях. Но чтобы их увидеть, нужно взять образцы изнутри бивня, а чтобы точно высверливать пробы, нужно очень хорошо изучить структуру бивня с помощью компьютерной томографии: бивень нарастает слоями, то быстро, то медленно, и этим слоям соответствует определённое время жизни слона. Из бивня добываются разные образцы, и в образцах анализируется уровень тестостерона. Естественно, образцы сильно загрязнены другими веществами, и нужно постараться, чтобы увидеть именно то, что требуется

Слоновий бивень в руках у исследователей тоже был не то чтобы свежий: он принадлежал самцу, которые прожил где-то 30–40 лет и был убит в 1963 году. Тем не менее, в разных слоях бивня удалось увидеть всплески тестостерона. Самец мамонта, естественно, жил намного, намного раньше, где-то между 33 291 и 38 866 лет назад. И в его бивне тоже удалось увидеть характерные колебания тестостерона. А вот в бивне самки, которая жила около 5500–6000 лет назад, количество тестостерона менялось совсем не сильно, да и в целом его там было намного меньше, чем в бивне самца.

Собственно, вполне можно было ожидать, что у мамонтов гормоны будут вести себя так же, как у слонов. И, скорее всего, мамонты точно так же впадали в гормональную ярость, как и современные слоны. Но здесь важно, что эти выводы, пусть и ожидаемые, удалось наглядно подкрепить доисторическим тестостероном. Так что, возможно, кроме палеогенетики, которая занимается древней ДНК, нас ждёт ещё и расцвет палеоэндокринологии.