В «лавовом клубе» Солнечной системы плюс один

На Венере нашли один действующий вулкан, правда, извергавшийся 30 лет назад.

У нас на Земле существует порядка тысячи действующих вулканов, из которых хотя бы несколько, да извергаются вот прямо в этот момент, пока вы читаете эту заметку. Конечно, не все из них сопровождаются многокилометровыми столбами пепла до стратосферы и дымящимися потоками раскалённой лавы, хотя время от времени случаются и такие крупные извержения. Всё это следствие геологической активности Земли: двигающиеся литосферные плиты способствуют появлению вулканов в зонах разломов и хребтов. Но это на нашей родной планете, а как там на других объектах Солнечной системы?

Изображение поверхности венеры, построенное по радарным снимкам, полученным аппаратами NASA «Магеллан» и «Пионер». Илл.: NASA/JPL-Caltech, nasa.gov.

О том, что ничто вулканическое не чуждо другим планетам и даже их спутникам, в принципе, известно уже давно. У Луны было очень горячее вулканическое прошлое, о чём свидетельствуют обширные лавовые «моря». Активные вулканы обнаружены на Ио — спутнике Юпитера. Впервые вулканическую активность там заприметили космические аппараты Вояджер-1 и Вояджер-2 в 1979 году. Ядро Ио разогревается мощными приливными силами Юпитера, а вот с чисто планетарными вулканизмом у наших космических соседей дела обстоят пока не очень. На Марсе находится гора Олимп — самый высокий во всей Солнечной системе вулкан, но он давно потух. А самые свежие из возможных следов вулканической активности имеют возраст, исчисляемый миллионами лет. Не так уж и часто, чтобы считаться в должной мере вулканически активной планетой.

На Венере, как и на Марсе, с тектоникой плит не задалось с самого начала, что сразу снижает вероятность найти там «живой» вулкан. И до последнего времени прямых наблюдений венерианской вулканической активности у учёных не было. То есть известно, что на Венере есть вулканы, её поверхность геологически молода и на ней можно найти фрагменты, похожие на последствия более или менее свежих извержений, но вот чтобы извержение было здесь и сейчас — такого ещё не было. Однако, как сообщают в Science двое исследователей из Аляскинского университета в Фэрбенксе и Калифорнийского технологического института, они заметили на снимках, полученных космическим аппаратом «Магеллан» ещё тридцать лет назад, свидетельства самого настоящего извержения.

lava.jpg
Слева — снимок, сделанный «Магелланом» в феврале 1990 года, справа — в октябре того же года. Жерло, обозначенное "V" заметно изменило форму, что исследователи связывают с активными лавовыми процессами. Илл.: R. Herrick, S. Hensley, Science, 2023.

Межпланетная автоматическая станция «Магеллан» картографировала поверхность Венеры с 1990 по 1994 год. За время многочисленных витков по орбите, многие участки поверхности были сняты несколько раз и под разными углами. Если на снимки, сделанные с интервалом в несколько месяцев, попадёт активно извергающийся вулкан, то это будет видно. Но чтобы это «увидеть», нужно обработать огромное количество снимков. Видимо, такое желание и возможности были далеко не у всех и не всегда, поэтому извергающийся вулкан заметили только спустя три десятка лет.

На снимках северного склона самого высокого вулкана Венеры — горы Маат, сделанных с интервалом в восемь месяцев, исследователи заметили изменения в одном не самом большом жерле. Из круглого оно стало неправильной формы, высота его стенок уменьшилось, а площадь, наоборот, увеличилась почти в полтора раза. Кроме того, на более свежих снимках видно, что жерло, как предполагают учёные, почти «до краёв» заполнено лавой. Правда, непонятно: ещё жидкой или уже застывшей. Интересен тут в первую очередь не сколько сам факт активного вулканизма на Венере, а то, что извержение удалось «поймать» на камеру за всего пару лет наблюдений. А значит, велика вероятность, что это не самый редкий процесс, и можно надеяться понаблюдать извержения венерианских вулканов «в прямом эфире», когда к Венере полетит какой-нибудь новый космический аппарат.