В древней культуре нашли генетическую неоднородность

Достижениями граветтской культуры пользовались люди с разной генетической историей.

В каменном веке было множество сменявших друг друга материальных культур. Сначала люди делали оружие и орудия труда, лепили посуду, вырезали статуэтки и украшения, хоронили покойников одним способом, а потом начинали делать всё это иначе — так и происходила смена культур. В разных уголках земли культурные особенности были различны; скорее всего, далеко не все из них нам известны. Вскоре после каменного века стали появляться большие цивилизации, и сейчас о материальной культуре обычно говорят как о культуре какого-то народа.

Обобщённый образ граветтского охотника-собирателя. (Иллюстрация: Tom Bjoerklun / Max Planck Society)

Одна из европейских палеолитических культур — граветтская — возникла около 33 тыс. лет и исчезла около 22 тыс. лет назад (хотя некоторые её элементы сохранялись ещё какое-то время в других культурах). Граветтские люди жили в Западной и Восточной Европе, её артефакты распространены от Испании до западных областей России. (Одни из самых знаменитых граветтских артефактов — «палеолитические Венеры», женские фигуры, суженные кверху и книзу и широкие в области живота и бёдер.) На разных территориях у граветтской культуры были свои отличия, но в целом она считается довольно универсальной.

Венера Брассемпуйская.jpg

Венера Брассемпуйская, или «Дама с капюшоном» одна из первых «палеолитических Венер» граветтской культуры. Фото: PHGCOM / Wikipedia

Однако культурная универсальность не равна универсальности генетической. Большая команда исследователей, в которую входили сотрудники Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка, Университета Хельсинки, Болонского университета, Жешувского университета, Института Археологии им. А. Х. Халикова, Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН и ещё целого ряда научных центров России, Франции, Германии и других европейских стран, опубликовала в Nature статью, в которой сравниваются несколько сотен геномов древних людей, живших в Европе между 45 тыс. лет назад и 8 тыс. лет назад. Сто шестнадцать геномов были прочитаны именно в рамках этого исследования, и именно благодаря новым геномам стали понятны некоторые детали того, что происходило с людьми граветтской культуры.

Между 25 тыс. и 19 тыс. лет назад в Европе сильно похолодало, и люди с северо- и центрально-европейских земель отошли на юг. Потом, когда климат смягчился и льды, покрывавшие Европу, стали мало-помалу таять, люди пошли обратно. Так происходило на Иберийском полуострове и на юге современной Франции: популяция граветтских людей переждала холода (хотя ждать пришлось сотни и тысячи лет), а потом стала снова распространятся на север. А вот те граветтские люди, которые откочевали на Итальянский полуостров, по какой-то причине там и исчезли. Когда пик похолодания прошёл, на полуострове были уже другие люди — судя по ДНК, они пришли с Балкан. Но по артефактам это была всё та же граветтская культура.

венера из Леспюга.jpg

Ещё одна граветтская «палеолитическая Венера» — «Венера из Леспюга». Фото: José-Manuel Benito / Wikipedia

При всей универсальности в материальных следах граветтской культуры есть свои особенности в зависимости от территории: отличаются «палеолитические Венеры», отличаются способы, которыми делали убежища, и т. д. Возможно, что отличия в артефактах соответствуют отличиям в генетике. А отличия в генетике, в свою очередь, указывают на сложную историю миграций и замещений одних популяций другими. Впрочем, генетических данных по этому периоду до сих пор слишком мало, несмотря на все достижения в чтении древней ДНК, и с далеко идущими выводами насчёт соответствия генетических и культурных отличий не стоит спешить. Пока что исследователи констатируют значительную разницу в генах в пределах универсальной материальной культуры.

Около 14 тыс. лет назад медленное потепление резко ускоряется. Как следствие, сильно меняется ландшафт: вместо обширных сухих степей вырастают леса. В лесу охотятся иначе, чем в степи, но до сих пор считалось, что тогдашние люди просто переучились, освоили новые методы охоты. (На всякий случай уточним, что это уже давно не граветтская культура.) Однако новые ДНК-данные говорят о том, что одни люди просто сменили других: степные охотники-собиратели исчезли, уступив место лесным охотникам-собирателям.

Генетические сюрпризы встречаются и дальше по времени: около 10 тыс. лет назад, когда по всей Европе одинаковым образом охотились в лесах, «западноевропейцы» отличались от «восточноевропейцев». Можно даже сказать, какими были внешние отличия: на территории Западной Европы жили охотники с тёмной кожей и светлыми глазами, а на территории Восточной Европы охотники были со светлой кожей и тёмными глазами. Почему так получилось, пока сказать трудно; нужно больше данных, которые помогли бы выяснить, что мешало тогдашним людям мигрировать и смешиваться друг с другом. Впрочем, возможно, что они просто не успели образовать генетически однородное сообщество — в Европу начали прибывать племена, понимающие в сельском хозяйстве, и началась уже совсем другая история.