Грибы помогают короедам есть деревья

…а короеды вынюхивают те деревья, которые заражены нужным грибом.

Короеда-типографа, или большого елового короеда, называют особо опасным вредителем. Живёт едва ли не по всей Евразии с заходом в Северную Африку — везде, где есть хвойные деревья, в первую очередь, ели. Личинки выгрызают в древесине характерные сложные узоры, почему жука и назвали типографом. Вспышки численности жука повторяются регулярно и длятся по много лет, бывает, что по девять и даже по двенадцать. Как следствие, еловые леса массово усыхают.

Короед-типограф анфас. Фото: Gilles San Martin / Flickr.com

У хвойных, как у всех растений, должна быть какая-то защита от вредителей, в том числе и от короедов. И она у них вроде как есть. Мы эту защиту чуем носом: это смола и ещё некоторые вещества, которые дают запах хвойного леса. Смолы ядовиты для вредителей и должны их отпугивать, однако короед-типограф как будто не обращает на хвойную защиту никакого внимания. Дело в том, что у короеда есть грибы-симбионты, которые разрушают смоляные токсины. Грибы живут снаружи на жуках, переезжая на них с дерева на дерево. Для каждого нового поколения короедов важно как можно быстрее приобрести симбиотический грибок — без него им будет крайне сложно жить и размножаться на хвойных деревьях.

короед грибы.jpg

Молодой короед-типограф и его симбиотический грибок. Фото: Max Planck Institute for Chemical Ecology

Ранее сотрудники Института химической экологии Общества Макса Планка показали, что короедовы грибы выделяют летучие вещества, которые привлекают жуков. Но те эксперименты ставили с грибами, которые росли на обычной лабораторной питательной среде. В новых опытах грибы росли уже на другой питательной среде с добавкой порошка из еловой коры. В статье в PLoS Biology говорится, что грибы, растущие на «еловой» среде, также привлекают жуков. Особенно привлекательными оказываются молекулы, которые получаются при переработке грибами терпенов из еловой смолы. У короедов в органах обоняния есть даже специальные нейроны, настроенные именно на терпены, модифицированные грибами.

На хвойных живут и другие грибки, которые тоже перерабатывают смолу, но которые при этом опасны для самих жуков. Оказалось, что короеды способны отличить тот запах, который дают симбиотические грибки, от запаха опасных грибков. И когда короеды ищут дерево, в которое можно отложить яйца, они предпочтут то, от которого пахнет их грибками.

ели.jpg

Ели, высохшие из-за короеда-типографа. Фото: Gilles San Martin / Flickr.com

Эти исследования должны помочь в борьбе с короедами, которые наносят действительно серьёзный ущерб лесам. Например, раз мы теперь знаем, какие вещества их привлекают, то можно сделать специальные ловушки, которые будут пахнуть и приманивать жуков как бы к симбиотическим грибкам, только вместо грибка они будут находить там отраву.