Домашние куры «одомашнивают» диких

У современных диких кур до половины генома происходит от их домашних потомков.

Домашние куры произошли от банкивских джунглевых кур, которые до сих пор бродят по лесам Юго-Восточной Азии. Около 3500 тыс. лет назад они вышли из джунглей к людям — в прошлом году мы писали, что к людям дикие куры пришли, скорее всего, за рисом, который тогда выращивали не в затопляемых низменностях, а на возвышенностях, где его было удобно клевать. Сначала куры были чем-то вроде домашних питомцев или священных птиц, ну а со временем стали едва ли не самыми главными сельскохозяйственными животными.

Банкивский джунглевый петух. (Фото: Ria Tan / Flickr.com

При этом долгое время домашние куры и дикие жили бок о бок; собственно, так оно продолжается и сейчас во многих районах Азии, где домашняя птица может свободно гулять по окрестностям. Домашним и диким курам там ничто не мешает скрещиваться друг с другом, и вот сотрудникам Сингапурского национального университета пришло в голову проверить, есть ли у современных джунглевых кур примеси генов от домашних сородичей.

Исследователи сравнили геномы более сотни домашних и диких кур, обитавших по всей Юго-Восточной Азии. Для того, чтобы сравнить, как менялась их ДНК, нужны были генетические образцы от кур прошлых поколений, и их нашли в музеях: самый старый образец принадлежал джунглевой курице из 1874 г. В статье в PLOS Genetics говорится, что у современных диких кур 20–50% генома происходят от кур домашних. А вот у диких кур, которые жили сто лет назад, «домашней» ДНК было всего несколько процентов. То есть до какого-то времени дикие куры и домашние всё-таки не слишком часто встречались друг с другом; их встречи участились в последние сто лет, что связано, скорее всего, с тем, что человек начал сильнее вторгаться в дикую природу.

курица в полёте.jpg

Дикая курица в полёте. (Фото: Nazmul Shanji / Flickr.com)

Такое генетическое «одомашнивание» диким курам может идти во вред. Всё-таки домашних кур человек столетиями отбирал ради определённых целей, и цели эти не обязательно согласуются с жизнью за пределами птичьего двора или фермы. Кроме того, дикие куры из-за скрещивания с домашними значительно потеряли в генетическом разнообразии. Домашним курам не нужно много вариантов генов в популяции, наоборот, одна курица должна быть максимально похожа на другую. И вот волна монотонных домашних генов пришла к диким джунглевым курам. Можно предположить, что популяции диких кур стали более подвержены болезням и что они вообще стали хуже реагировать на изменения в окружающей среде, но это нужно проверить в дополнительных исследованиях — пока что речь идёт только о генетических изменениях.

То же самое, кстати, происходит и с другими домашними животными: свиньи скрещиваются с дикими кабанами, собаки — с волками, кошки с дикими кошками, и т. д. Но вряд ли у всех животных «домашне-дикая» гибридизация идёт с одинаковой интенсивностью — всё-таки многое зависит и от того, о каком животном речь, и от того, где оно живёт.