Больничные инфекции могут приходить в больницы вместе с пациентами

Некоторые бактерии способны спать в хозяйских клетках, никак их не беспокоя, но если их потревожить медицинским вмешательством, бактерии проснутся и запустят инфекционную болезнь.

В больничных инфекциях обычно винят недостаточную стерильность больничных помещений и медицинских инструментов. Однако, как пишут в Science Translational Medicine сотрудники Вашингтонского университета в Сент-Луисе, больничная инфекция может возникнуть даже тогда, когда создаётся стерильность идеальная. Откуда в таком случае берутся бактерии? А берутся они из самого пациента.

Бактерии Acinetobacter baumannii под электронным микроскопом. (Фото: Borys Kozielski / Flickr.com

Исследователи изучали бактериальные инфекции мочевыводящих путей, которые часто случатся в больницах и которые берутся как будто ниоткуда, несмотря на исключительную дезинфекционную обработку всего вокруг. Причиной часто оказывается бактерия Acinetobacter baumannii — она вдруг появляется у пациентов, которым в мочевыводящие пути ввели катетер. Мочеполовой тракт не единственное место, где возникает больничная инфекция A. baumannii, она ещё появляется, например, в кровотоке (опять же после введения катетеров в вены) и в лёгких — у пациентов, подключённых к аппарату искусственного дыхания. Избавиться от A. baumannii непросто, это одна из тех бактерий, которые легко приобретают устойчивость к широкому спектру антибиотиков.

В экспериментах с мышами животных заражали A. baumannii, а потом вылечивали их от инфекции, так что в течение двух месяцев после болезни в мочевыводящих путях мышей не было никаких признаков болезни. Тогда мышам в абсолютно стерильных условиях вводили абсолютно стерильный катетер — и инфекция снова проявлялась, причём это был тот же самый штамм A. baumannii, которым мышей заражали два месяца назад. Когда исследователи повнимательнее присмотрелись к клеткам мочевого пузыря мышей, которых, казалось бы полностью избавили от A. baumannii, то оказалось, что она всё-таки в клетках есть. То, что бактерии могут так прятаться, было известно и раньше: например, патогенные штаммы кишечной палочки, которые тоже могут поражать мочеполовую систему, остаются в человеческом мочевом пузыре после того, как больной полностью выздоровел; потом такие затаившиеся бактерии кишечной палочки могут запустить новую инфекцию.

A. baumannii, очевидно, ведёт себя так же. Она просыпалась от катетера, поскольку катетер травмирует эпителий и вызывает лёгкое воспаление. Нужно уточнить, что в опытах использовали мышей с ослабленным иммунитетом, однако результаты «мышиных» экспериментов, скорее всего, вполне можно распространить на людей. Медицинская статистика говорит, что около 2% здоровых людей носят в себе A. baumannii, её можно обнаружить у них в моче, при этом никаких признаков инфекции у них нет. Но если у них возникнут какие-то иммунные проблемы, или же случится какая-то другая болезнь, то бактерии A. baumannii, которые до сих пор их никак не беспокоили, способны запустить полноценную инфекцию мочевыводящих путей. (Очевидно, то же самое происходит и тогда, когда A. baumannii поражает другие органы.)

Разумеется, не всегда больничную инфекцию следует списывать на «внутренних» бактерий пациента, всё-таки недостаточная дезинфекция и стерилизация играют свою роль. Однако в некоторых случаях бактерии могут попасть в больницу, буквально спрятавшись в человеке-хозяине — так что о них никто и догадываться не будет. Остаётся надеяться, что у врачей появятся достаточно простые и дешёвые методы, которые позволят вовремя обнаруживать у пациентов таких затаившихся микробов.