Стволовые клетки используют против рассеянного склероза

Человеческие эмбриональные клетки помогают ослабить молекулярные и физиологические признаки болезни у пациентов с рассеянным склерозом.

Нервная стволовая клетка мыши. (Фото: NIH Image Gallery / Flickr.com

Причины рассеянного склероза до сих пор не вполне понятны — хотя в прошлом году удалось определённо установить, что он может начинаться из-за вируса Эпштейна–Барр. Но зато мы знаем, что при рассеянном склерозе происходит: иммунитет атакует миелиновую оболочку нейронов. Миелиновая липидная оболочка, окутывающая в несколько слоёв нейронные отростки, нужна для того, чтобы нейронные импульсы передались быстро и по правильному адресу. Без неё в прямом смысле исчезает связь между нервными центрами в мозге, между мозгом и мышцами, между мозгом и органами чувств; воспаление, развивающееся при иммунной атаке, разрушает и сами нейронные отростки. Соответственно, при терапии рассеянного склероза стараются как-то подавить чрезмерную активность иммунной системы или как-то отвлечь иммунитет от уничтожения миелина на нейронах.

Но что делать с повреждённой миелиновой оболочкой? Можно понадеяться, что её восстановят вспомогательные клетки нервной системы — олигодендроциты, которые и формируют миелиновую обмотку на нейронах. А можно добавить им в помощь стволовых клеток. Такие эксперименты уже ставили с животными, и результаты были обнадёживающими: стволовые клетки не просто помогали восстановить миелиновую оболочку, но и защищали миелин и нейроны от иммунных атак. Речь в данном случае идёт не о стволовых клетках вообще, а о тех, которые в зародыше дают начало нервной системе — как нейронам, так и вспомогательным клеткам, олигодендроцитам и некоторым другим, которые все вместе называются нейроглией. Зародышевые стволовые клетки по мере эмбрионального развития приобретают определённую специализацию, давая начало тем или другим органам; против рассеянного склероза следовало бы (судя по результатам до клинических исследований) использовать эмбриональные клетки-предшественники нервной системы.

Сотрудники миланского научно-исследовательского института IRCCS вместе с коллегами из других научных центров Италии от доклинических экспериментов перешли к клиническим. Они вводили зародышевые стволовые клетки двенадцати пациентам от 18 до 55 лет, у которых рассеянный склероз длился от 2 до 20 лет. Симптомы у всех больных, даже у тех, у кого рассеянный склероз был диагностирован всего несколько лет назад, были весьма серьёзные. Клетки брали от абортированных зародышей 10–12 недель; их вводили под оболочки спинного мозга.

Результаты оказались столь же обнадёживающими, что и в опытах на животных. В статье в Nature Medicine говорится, что через несколько месяцев в спинномозговой жидкости у пациентов уменьшилось количество воспалительных молекул, которые появляются там при рассеянном склерозе, и, наоборот, повысилось количество соединений, которые выполняют нейропротекторную функцию. У пациентов с рассеянным склерозом уменьшается объём серого вещества в головном мозге — у тех, кто получил инъекцию стволовых нервных клеток, объём серого вещества стал уменьшаться медленнее, причём уменьшался он тем медленнее, чем выше была доза стволовых клеток. Состояние мозга оценивали с помощью магнитно-резонансной томографии через два года после того, как ввели стволовые клетки, то есть они действовали не месяц, не два и не три.

Однако, как пишут сами авторы работы, пока рано говорить о том, насколько улучшилось состояние самих больных и улучшилось ли оно вообще, — чтобы понять это, за ними нужно понаблюдать ещё несколько лет. По крайней мере, молекулярные, биохимические и физиологические изменения позволяют надеяться, что пациентам действительно станет лучше, несмотря на то, что болезнь вошла у них в полную силу.

Как именно зародышевые стволовые клетки противодействуют рассеянному склерозу, тоже предстоит выяснить поподробнее. Пока что можно предположить, что они, постепенно делясь и превращаясь в разные клетки нервной системы, не только помогают восстановить миелиновую оболочку на нейронах, но и успокаивают клетки микроглии, которые в нервной системы выполняют иммунные функции.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее