Живописные стероиды

Музейная плесень поможет в производстве стероидов.

Карло Кривелли. Мадонна с младенцем. 1470 г. Дерево, темпера, позже холст. (Фото: Wikipedia)

Львиная доля лекарств приходит к нам от бактерий и грибов. Обычно это антибиотики, но не только. С помощью микроорганизмов получают, например, ещё стероидные препараты, обладающие противовоспалительным или обезболивающим действием и играющие роль заменителей гормонов. Поначалу их получали многостадийным химическим синтезом, но позже оказалось, что некоторые микробы позволяют получать нужные стероидные молекулы проще и быстрее.

Одни из таких микроорганизмов можно найти на картинах — это грибки, разрушающие темперную живопись. В состав старых темперных красок входит яичный желток, содержащий в сухом виде до 2% холестерина (современная темпера обходится без яиц), а в составе живописных лаков содержатся многочисленные тритерпеноиды. И холестерин, и тритерпеноиды имеют общие биосинтетические пути со стероидами (собственно, с холестерина начинаются биохимические пути синтеза стероидных гормонов). Ранее исследователи из ФИЦ «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН вместе с сотрудниками Третьяковской галереи отобрали из музейных экспонатов более 100 микробиологических образцов, в которых выделили десять разновидностей грибов-гифомицетов, плохо сказывающихся на культурном наследии. Против них подобрали эффективные антисептики, которые позволяют защитить картины от разрушения.

Потом свойства этих гифомицетов изучили подробнее. В частности, биотехнологов интересовала способность грибов перерабатывать соединение андрост-4-ен-3,17-дион в стероиды. В итоге с помощью «картинных» гифомицетов удалось синтезировать тридцать три вида стероидов; для девятнадцати из них получилось установить структуру молекул. В статье в Biology, говорится, что некоторые из грибов справляются с синтезом стероидов почти так же, как те микроорганизмы, которые используют для этой цели в промышленности. По словам авторов работы, «грибные» превращения стероидов в определённых аспектах выглядят более удобными, эффективными и даже экологически чистыми, чем обычные способы их синтеза. И не исключено, что в будущем фармацевтические предприятия, производящие стероидные препараты, возьмут на вооружение музейную плесень.