Коммерциализации научных результатов мешают сами ученые

Главными препятствиями выхода на рынок инновационного проекта являются менталитет и некомпетентность научных сотрудников.

Об этом говорил на Второй международной конференции «Наука – Бизнес ¬ Образование» в Пущино начальник Управления перспективных разработок и интеллектуальной собственности ОАО «Машиностроительные заводы» Варлам Кешелава. К столь неожиданному выводу докладчик пришел на основании проведенного им анализа на тему «Что нам мешает коммерциализировать наши знания?».

По данным В. Кешелавы, доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет всего 1%. За 1994 - 2002 гг. 40 основных венчурных фондов, действующих в России и имеющих капитал в 4 млрд долл. США, вложили в инновации всего 1,5 млрд. долларов. То есть, как пояснил докладчик, они не смогли найти применение 2,5 млрд. долларов из-за того, что предлагаемые проекты «слишком сырые».

Хотя Российское Правительство официально декларирует поддержку инноваций, и даже создан ряд структур, помогающих продвигать новые разработки на рынок, реально отечественные разработки практически невостребованы. Среди причин: отсутствие у разработчиков стартового капитала для развития наукоемкого малого бизнеса, несовершенство налогового законодательства (в том числе, непомерные налоги), произвол чиновников, недальновидность местной администрации. Однако, как считает Кешелава, главные проблемы – в «наших головах», а именно, некомпетентность ученых (технологическая, рыночная и деловая), что мешает их занятию наукоемким бизнесом. То есть, ученые не располагают соответствующими знаниями, навыками и даже образом мышления. Отсутствие необходимых знаний в области финансового и экономического управления и есть деловая некомпетентность. Технологическая некомпетентность – это отсутствие информации об актуальных технологиях, а рыночная некомпетентность – это отсутствие надежной маркетинговой информации. В итоге, даже написание бизнес-плана становится непреодолимым препятствием.

С другой стороны, венчурный капитал интересует не идея, а готовое малое предприятие (товар), которое уже продает какой-либо новый продукт, то есть продемонстрировало спрос на данный товар.

По мнению В. Кешелавы, выходом из создавшейся в России ситуации могло бы стать создание на уровне региональных администраций структур, которые могли бы «на долевой основе обеспечивать научные инициативы регулярным маркетингом и менеджментом», а также внедрение в научных учреждениях системы внутрифирменного предпринимательства, которое избавит ученых от несвойственных им функций бизнесменов.

Автор: Татьяна Зимина


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее