Обезьяны видят порядок там, где его нет

…как, впрочем, и люди.

У обучения всегда должна быть мотивация: индивидуум старается узнать новое, ожидая награды за умственные труды, будь то угощение или радость от познания мира. Чтобы лучше понять психические механизмы, связывающие обучение и мотивацию, исследователи из Колумбийского университета поставили два эксперимента с макаками резуса, которым нужно было выстроить в определённом порядке изображения, появляющиеся на сенсорном экране. За правильный ответ обезьяна получала порцию воды, а чтобы ей было ради чего стараться, её перед этим на какое-то время оставляли без воды, чтобы вызвать жажду.

В первом эксперименте всё происходило так, как обычно бывает в подобных исследованиях: у картинок на экране предполагался определённый порядок, и если обезьяна его выстраивала, она получала воду; причём порция воды была тем больше, чем более правильным оказывался ответ. У обезьян уходило определённое время на то, чтобы понять, что картинки должны идти в определённом порядке, но в конце концов они этот порядок выучивали.

И тут наступал черёд второго эксперимента, уже с новой серией картинок, когда воду давали случайным образом. То есть, например, на первой попытке, когда обезьяна ставила картинку А перед картинкой Б, она получала воду. Но и на второй попытке, когда она ставила Б перед А, она тоже получала воду. Потом, на третьей попытке, она возвращалась к первому варианту (А перед Б), и ничего не получала, и так далее. Всего картинок было пять, и вариантов случайного вознаграждения могло быть много. Закономерность была не в изобразительных свойствах самих картинок, а в их связи с наградой. Правильного ответа у задачи не было — ты мог получить награду за любой ответ, никакой закономерности тут не просматривалось.

Тем не менее, как пишут исследователи в PNAS, макаки во втором эксперименте всё равно старались располагать картинки в определённой последовательности, даже если награда за эту последовательность была невелика. И даже если макака тратила в первом (тренировочном) эксперименте меньше времени на обучение порядку, во втором эксперименте она всё равно изобретала некую правильную последовательность.

Портал The Scientist пишет, что в прошлом году в Nature Communications выходила похожая статья, только про людей: будучи поставлены перед принципиально нерешаемой задачей, люди склонны думать, что решили бы её всё равно, если бы у них было больше времени. Не совсем то же самое, что с макаками, но по сути похоже. Само по себе созерцание закономерности оказывается наградой, и стремление увидеть упорядоченность, закономерность в окружающем само по себе мотивирует на то, чтобы её всё-таки увидеть.

С эволюционной точки зрения, такое стремление вполне оправданно: окружающий мир постоянно обрушивает на нас массу информации, и страшно подумать, как животные и люди чувствовали бы себя, если бы всё вокруг воспринималось как океан случайности. С такой установкой, прямо скажем, выжить сложно. Но такая установка чревата также разными побочными эффектами. Например, авторы работы сравнивают своих макак с игроками, которые полагают, что после периода невезения им не может не повезти, и со спортивными болельщиками, которые уверены в победе своей команды, хотя никаких предпосылок к тому нет. Можно заодно вспомнить и про конспирологию, но это будет уже слишком очевидным примером.