Дельфины дружелюбны к чужакам

Большелобые продельфины из разных групп общаются как близкие друзья.

Большелобые продельфины. (Фото: Tim Ellis / Flickr.com

Животные, как правило, не терпят чужаков. У одиночных видов, будь то хищный котик, грызун-землекоп или какая-нибудь певчая птичка, индивидуумы защищают свою территорию от представителей своего вида. У общественных животных всё то же самое, только территорию защищают всей группой. Конечно, если на твою территорию «вторгся» потенциальный брачный партнёр, отношение к нему будет иным. И общественные животные принимают к себе одинокого выходца из другой группы, который может стать брачным партнёром или вообще принести какую-то пользу новой семье. Но вот так, чтобы две группы встретились и сразу подружились — такое можно наблюдать крайне редко.

Одно из самых знаменитых исключений здесь —карликовые шимпанзе, или шимпанзе-бонобо. Они усыновляют чужих детей, помогают незнакомцам, даже если их об этом не просят, а самки бонобо используют особые поведенческие уловки, чтобы избежать брачных конфликтов. Другое исключение описано в недавней статье в Royal Society Open Science — это большелобые продельфины, обитающие в умеренных и тропических водах Атлантики. Сотрудники Флоридского международного университета и других исследовательских центров несколько лет наблюдали за группой продельфинов в районе Бимини на Багамских островах. В какой-то момент к группе продельфинов в Бимини приплыли другие, отколовшиеся от группы, обитавшей в 160 км к северу.

Встреча оказалась мирной: приплывшие и местные стали плавать вместе, трогать и тереться друг об друга, играть и спариваться друг с другом. Во всяком случае, пришлые самцы демонстрировали местным самкам явную готовность к спариванию, но произошло оно или нет, станет понятно только после генетических тестов будущего потомства. Местные самцы не проявляли никакого интереса к пришлым самкам, и исследователи пока не могут сказать, почему (хотя возможно, этот интерес имел место, но люди его не заметили). Чужаки были крупнее, числом превосходили местных, и в случае конфликта могли бы вытеснить их куда-нибудь. Конфликта, тем не менее, не случилось. Общались не только самки с самцами — самцы из разных групп тоже демонстрировали дружелюбие, касаясь грудных плавников друг друга, вместе плавая и ныряя и т. д.; то есть нельзя сказать, что чужаков терпели или просто не обращали на них внимания.

Дельфины, как известно, в целом считаются очень умными существами, а умение избегать, разрешать, сглаживать конфликты — один из признаков высокого интеллекта. Тем не менее, индийские афалины, к примеру, известны жёсткой конкуренцией за самок; в этом отношении они ведут себя совсем не так, как большелобые продельфины. Молодые самцы разных дельфинов могут формировать тесные дружеские связи, не обращая внимания на групповую принадлежность, но в данном случае речь идёт о взрослых особях. Может быть, есть и другие виды дельфинов, которым свойственна подобная социальная открытость и толерантность, но пока что продельфины остаются уникальным примером.