Тепло из сердца Земли

В глобальном потеплении климата повинны излияния гигантских объемов магмы.

К такому выводу пришли российские ученые из института геологии, рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН (ИГЕМРАН) на основе исследования флюидов – гидротермальной фазы глубинных геосфер Земли.

Спор о природе глобального потепления климата продолжается. Последнее время сторонники неантропогенного происхождения этого явления, похоже, имеют перевес, находя все новые доказательства его природного характера. Извержение вулканов, влекущее за собой выброс огромного количества различных газов, в том числе и парниковых или превращающихся в таковые в результате несложных химических реакций в атмосфере – одна из популярных сегодня гипотез изменения климата на Земле. Однако попадание в атмосферу парниковых газов из недр Земли возможно и в результате излияния гигантских объёмов магм, происходящих при подъёме мощных восходящих потоков горячего материала – суперплюмов.

Содержатся эти газы в так называемых флюидах глубинных геосфер. Флюиды глубинных геосфер сложены смесью главным образом воды и углекислого газа с примесями окиси углерода, азота, водорода, метана и других углеводородов. Они участвуют в формировании континентов и процессах рудообразoвания, обеспечивают глобальный массоперенос и транспорт летучих веществ из глубин Земли в атмосферу и гидросферу, что может приводить к глобальным изменениям окружающей среды.

Результаты исследований ученых из ИГЕМРАН представил на недавно прошедшем заседании Президиума РАН академик Игорь Рябчиков. Исследователи оценивали содержание двуокиси углерода (основного парникового газа) в одной из вулканических горных пород – толеитовых базальтах сибирской трапповой провинции (траппы - группа магматических горных пород). Полученные данные позволили ученым оценить содержание углекислого газа в исследованных толеитовых базальтах. Минимальная оценка общего количества выделившегося углекислого газа (1.5×1013 тонн) оказалась сравнима с его массой (порядка 2×1013 тонн), необходимой для существенного глобального потепления (для подъема средней температуры на 1 – 2о).

Такие впечатляющие результаты позволили исследователям сделать вывод, что последствия излияния гигантских объёмов магм, возникающих при подъёме суперплюмов, вполне могут быть причиной глобальных изменений окружающей среды и катастрофических биокризисов, а вовсе не деятельность человека.