Самки ягуара флиртуют ради спасения детёнышей

Чтобы спасти своих котят от самца, самки ягуаров делают вид, что готовы с ним размножаться.

У многих животных взрослые особи убивают детёнышей, и чаще всего детоубийцами оказываются самцы. Это не какое-то зловещее отклонение: убивают они чужих детёнышей, а не своих — устранив чужих, ты обеспечишь лучшую жизнь собственному потомству. Кроме того, самка с детёнышами часто отказывает самцам в спаривании, и только если она их потеряет, она снова становится готова к продолжению рода. Так что самец таким образом — просим прощения за каламбур — убивает двух зайцев: устраняет потомство другого самца и заставляет самку снова заняться поиском полового партнёра. (Стоит заметить, что в природе есть и обратные примеры, когда взрослые животные — и самки, и самцы — принимают в свою семью чужих детёнышей.)

Самка ягуара с котёнком. (Фото: Jim Bauer / Flickr.com

Но было бы странно, если бы самки не могли бы ничего противопоставить самцовому инфантициду (то есть детоубийству). Львицы и пумы, у которых есть детёныши и которые столкнулись с новым самцом, прячут потомство где-нибудь на время, чтобы уверить самца, что котята, которые вдруг появились у него под носом — его собственные. Самец же, видя, что самка его не отвергает, только сильнее убеждается, что это его дети. Очевидно, не всех самцов удаётся так обмануть, но вероятность выжить у детёнышей всё равно будет выше, чем если они сразу попадутся на глаза льву или самцу пумы.

Примерно так же ведут себя и самки ягуаров. Одна из сотрудниц природоохранной организации "Пантера" как-то раз заметила в колумбийской тропической саванне флиртующую пару ягуаров. Самку до этого уже видели — она была с пятимесячным котёнком. Теперь же котёнка нигде не было, а ягуары игриво боролись, демонстрируя друг другу обоюдный сексуальный интерес. А спустя ещё несколько дней тот же детёныш снова появился рядом с самкой.

Самцы ягуаров всегда очень агрессивны по отношению к чужим детёнышам; в то же время кормящая самка по всем правилам не должна думать о новом потомстве. Но, по-видимому, ягуарихи научились вести себя подобно львицам и самкам пум, отвлекая опасного самца флиртом. Самец потом уйдёт, а детёныш останется жив. В литературе такого поведения у ягуаров до сих пор никто не описывал, тем не менее, есть свидетельства заслуживающих доверия очевидцев, которые видели, как ягуарихи, пофлиртовав с самцом, воссоединялись со своими детёнышами. Сейчас все эти случаи попытались собрать и проанализировать в статье в Acta Ethologica.

Отдельный вопрос, как вынужденный флирт переживают детёныши. Любовные игры длятся два–три дня, и самка, конечно, не может отвлекаться на кормёжку котят. Про пум известно, что их детёныши худеют за это время примерно на 20%. Как обстоит дело у ягуаров, пока неизвестно: их убежища очень тщательно скрыты, и увидеть, как там живётся котятам, очень трудно.