Древние люди охотились на малых пещерных медведей

Пещерный медведь, чей череп нашли в башкирской пещере, был убит ударом копья в голову.

Люди палеолита охотились на разных животных. Но если на стоянке палеолитических людей находят кости животных, то это не обязательно означает результат успешной охоты. Кости могли взять уже у умершего зверя, чтобы использовать их в ритуалах или делать из них какие-то украшения. Если животное убили на охоте, на костях должны остаться специфические следы.

Реконструкция внешнего вида пещерного медведя. (Фото: RobinGoodfellow_(m) / Flickr.com
Медвежий череп, пробитый копьём. (Фото: пресс-служба УрФУ)

В случае с пещерными медведями охотничьи следы на их костях очень редки. Например, в Европе найдено немало костей пещерных медведей, но на миллионы находок приходится всего 20–30 костей со следами рубки – то есть таких, с которых снимали мясо. И есть только один позвонок, в котором застрял каменный наконечник копья. Более того, все эти останки принадлежат большим пещерным медведям. Однако, кроме большого пещерного медведя, в те же времена был ещё и малый, который жил в степях и пещеры не любил. Свидетельств охоты древних людей на малого пещерного медведя до последнего времени не было вообще.

В 2015 году в пещере Иманай, Башкирия, был найден череп малого пещерного медведя с интересным отверстием в черепе. Отверстие могло быть либо естественным, либо искусственным. В первом случае, к примеру, медведю на голову мог упасть камень, либо на протяжении тысяч лет на череп капала вода. Но, по словам палеонтологов Уральского федерального университета (УрФУ) и Уральского отделения РАН, такое происхождение отверстия маловероятно, и, скорее всего, медведя убили древние люди.

Но чтобы точно установить, был ли медведь убит, нужно выяснить, когда сделано отверстие – при жизни или после смерти животного. Здесь исследователи провели эксперимент, который обычно помогает выявить следы охоты на мамонтов. Палеонтологи пробили копьями головы недавно убитых медведей и высохшие черепа обычных бурых медведей возрастом 3 года, 20 лет и 3–4 тысячи лет. Череп бурого и череп малого пещерного схож по форме и плотности кости, так что череп одного вполне может заменить другой в эксперименте. Они заготовили 10 голов и черепов молодых и старых, больших и маленьких медведей, так как старались просчитать все варианты.

В черепа били копьями, наконечники для которых сделали по «палеолитическому» методу – с помощью отбойника из кварцитовой гальки, то есть из того же материала, из которого были изготовлены наконечники древних копий. Новые наконечники сравнивали с оригинальными: они совпадали по характеру боевой части, профилю, сечению. Затем их закрепляли на высушенные древки примерно так же, как это делали древние люди – и били по медвежьим черепам.

Внимательно изучив форму образовавшихся отверстий, трещины и сколы в костях, а также следы, оставшиеся на самих наконечниках, исследователи пришли к выводу, что древнего медведя убили точным ударом в теменную кость. Наконечник вошел на 2 см в мозг (толщина кости – около 3 мм), что было достаточно для быстрой смерти. Таким образом, череп из пещеры Иманай стал первым (и пока что единственным) свидетельством охоты древних людей на малых пещерных медведей.

 

По материалам пресс-службы УрФУ.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее