Когда печень мешает лечить рак

Метастазы в печени понуждают её истреблять противораковые иммунные клетки.

(Иллюстрация: magicmine / Depositphotos

Печень – один из любимых органов для метастазов, они в ней часто оседают. Притом известно, что если в печени появились метастазы, например, от рака кожи, то больного вообще будет трудно лечить. В очередной раз заметили это сотрудники Мичиганского университета, анализировавшие данные 718 онкобольных с разными видами опухолей, от меланомы до рака почек. У больных появлялись метастазы в самых разных органах. Но если метастаз прорастал в печени, то пациент в принципе плохо отзывался на лечение – терапии не поддавался не только печёночный метастаз, но и другие очаги болезни, где бы они ни находились.

Тут надо сделать уточнение: печёночные метастазы делали бессильной иммунотерапию. Как известно, к онкологическим заболеваниям можно применять разные средства: во-первых, опухоль можно облучать радиоактивным излучением, во-вторых, можно использовать против раковых клеток разные токсинные препараты, и в-третьих, можно попробовать разбудить иммунные силы.

Иммунитет обязан уничтожать раковые клетки, но раковые клетки умеют обманывать иммунитет и подавлять его активность. Есть ряд способов повысить противораковую агрессивность иммунной системы, и за некоторые открытия в этой области не так давно дали Нобелевскую премию.

Однако иммунотерапия срабатывает не всегда. Один из примеров – метастазы в печени. Про печень известно, что она сама по себе способна подавлять активность некоторых иммунных клеток. Видимо, метастазирующие клетки сумели воспользоваться этой её особенностью. В статье в Nature Medicine говорится, что при появлении раковых клеток в печени в ней начинают буквально гибнуть цитотоксические Т-лимфоциты. Это именно те лимфоциты, которые должны уничтожать раковые клетки. Придя в печень с метастазами, цитотоксические Т-лимфоциты взаимодействуют с другими иммунными клетками, после чего в них включается программа самоуничтожения.

Гибнут не только те лимфоциты, которые изначально есть в печени. Печень с метастазами оттягивает к себе Т-клетки из других тканей – соответственно, все органы лишаются потенциальных защитников от рака. И даже если мы начнём использовать иммунотерапевтические противораковые средства, им некого будет стимулировать – эти средства действуют через те иммунные клетки, которые у нас есть.

Однако ситуацию можно исправить, если к иммунотерапии добавить ещё какую-нибудь терапию: химическую или радиологическую. Химические препараты распространяются по всему телу и чреваты сильными побочными эффектами, радиоактивное излучение тоже чревато «побочками», но зато его можно сфокусировать на определённом органе.

Эксперименты на мышах показали, что если подействовать радиотерапией на опухоль в печени, то число противораковых Т-клеток восстанавливается, и иммунотерапия начинает работать, как надо. Теперь авторы работы собираются начать клинические исследования, чтобы понять, как следует комбинировать радио- и иммунотерапию на больных с метастазами в печени для наибольшего эффекта.