От «Домашней химчистки» к «Ботаническому путеводителю по библейским сюжетам»

На юношеской «Ярмарке идей» взрослым удалось узнать много нового.

Старшеклассники, представившие свои исследования в Российской Академии наук, меня удивили. Удивили оригинальностью тем исследования, неожиданным энтузиазмом и увлеченностью научными изысканиями.

Несколько экспериментально опробованных способов синтеза соединений, аналогичных по составу, цвету и физическим свойствам некоторым полудрагоценным минералам – бирюзе, красному и зеленому гранатам и малахиту, предложили Олег Полухов и Юлия Селезнева (школа № 1069, Москва).

Учебное пособие для школьников, которое можно было бы назвать «Все о нефти», создал в виде электронной презентации Игорь Мухин (школа № 626 им. Н.И. Сац, Москва). Этот исследовательско-информационный проект был выполнен на основе изучения литературы, статистических данных и материалов, полученных во время путешествий автора в районы нефтедобычи. Родившееся в результате пособие содержит информацию о происхождении, добычи нефти, географии ее месторождений, промышленной переработке и использовании, а также о влиянии нефти на мировую макроэкономику и политику. По словам Игоря, в его родной школе уроки по теме «нефть» строятся на основе этой своеобразной энциклопедии нефти.

Все о бабочках Москвы и Подмосковья в ходе своего исследования «Морфология и систематика чешуекрылых Москвы и Московской области» выяснил Николай Двоеглазов (школа № 865). За два года кропотливых исследований Николай собрал систематическую коллекцию бабочек, обитающих на Юго-Западе Москвы и юге Московской области, включающую 20 семейств и более 200 видов этих насекомых. Он идентифицировал пойманные образцы, отразив время и место поимки, классифицировал насекомых, проанализировал их анатомию и биологию, подробно описал технику ловли тех или иных видов бабочек и способы коллекционирования. Итогом этого систематического труда стали выводы о видовом разнообразии чешуекрылых в районе сбора коллекции.

В московской школе №121, благодаря исследованию Юлии Петровой и Фатимы Сагаевой , теперь знают, какое школьное помещение самое экологически неблагоприятное. К удивлению учителя информатики именно его кабинет оказался наиболее загрязнен углекислым газом и пылью. Самым чистым оказался кабинет биологии: обилие растений и частое проветривание делают свое дело. Для документального подтверждения своих результатов авторы отсняли видеоролик с экспериментами по определению содержания диоксида углерода. Теперь учитель информатики (да и все остальные хозяева кабинетов) следует предложенным авторами исследования рекомендациям.

Почему участки бывшей пашни (заброшенных сельскохозяйственных земель) зарастают лесом неравномерно – часть из них заросла лесом, а часть осталась луговой – выяснили Дмитрий Соколов и Алексей Губанов из школы № 539 (Москва). Их исследование продолжалось два года. Авторы опрашивали местных жителей, анализировали краеведческую информацию и аэрофотоснимки, производили ландшафтное профилирование и в результате определили, что все дело в глубине залегания известняков. Именно они препятствуют зарастанию пашни лесом. Кроме того, это объясняет, почему кое-где участки пашни возникли вдали от населенных пунктов. Близкое залегание известняков обусловило здесь повышенное плодородие почвы, из-за чего поля распахали и долгое время использовали. Но когда их забросили, слишком близкое залегание известняков (менее 40 см) не позволило развиться лесной растительности. Конечно, выводы проделанного исследования относятся лишь к почвам, содержащим известняки. Другие случаи неравномерного зарастания пашней лесом требуют отдельного изучения.

Очень полезное для повседневной жизни исследование провели Екатерина Крячун и Вера (Белютина школа № 1354), итогом которого стала брошюра «Домашняя химчистка» – справочник по выведению пятен с одежды в домашних условиях. Свою брошюру исследователи составили на основе опроса, изучения старых книг и собственных экспериментов, в ходе которых каждый рецепт был испытан и уточнен. Так что результаты исследования вполне достоверны, и советам авторов можно доверять.

По «Ботаническому путеводителю по библейским сюжетам», составленному Екатериной Ручи и Виталием Зенченко (школа № 520, Москва), можно изучать сравнительную географию произрастания плодовых и овощных культур сегодня и в библейские времена, а заодно и кое-что узнать о самих этих культурах. Путеводитель включает в себя две, соответствующие этим двум эпохам, подробные географические карты с нанесенными на них районами произрастания культур, упоминаемых в библейских рассказах, и тексты с описанием этих культур.

Серьезный фундаментальный труд «Опасны ли активные формы кислорода для растительной клетки в условиях низкотемпературного стресса?» представил Николай Кутузов (школа № 17). Он провел эксперименты с растениями, которые дали неожиданные результаты. Те из них, которые содержались при температуре 3-5 градусов Цельсия (при нормальных для них условиях – 23 градуса) с добавлением сильнейшего окислителя, перекиси водорода, росли интенсивнее контрольных растений, оставленных при комфортной комнатной температуре. Эксперименты с использованием физических, электрохимических и физико-химических методов исследования, позволили автору работы выдвинуть смелую научную гипотезу, что источником молекулярного кислорода в системе фотосинтеза растения является не вода, а перекись водорода, поскольку ее разложение – более энергетически выгодная реакция.

Юрий Тимченко и Артем Никифоров (школа №5, Петрозаводск) изучили состояние мостов в родном городе (с точки зрения развития коррозионных процессов) и степень агрессивности воды в водоемах города и городском водопроводе. Оказалось, что в наилучшем состоянии находятся мосты реки Неглинка, а в срочной защите нуждаются мосты на реке Лососинка. Самая чистая вода – в Онежском озере, а самая загрязненная – в городском водопроводе! Именно там коррозия железного гвоздя протекала наиболее быстро. Вывод исследователей был очевиден: хлорирование воды создает наиболее коррозионно-опасную среду и должно быть срочно заменено на озонирование.

Путешествуя по выставке работ школьников, можно было также узнать, что экономическое состояние Сирии находится в зависимости от этнического и конфессионального состава населения, или о том, какие сорта картофеля лучше всего выращивать в Вологодской области, и какие способы ускоренного размножения картофеля наиболее эффективны, а также как в Карелии бобры воспитывают детей. И еще много всего интересного.

Автор: Татьяна Зимина


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее