Материнские микробы формируют мозг детям

Кишечная микрофлора помогает созреть нейронам, которые принимают сигналы от органов чувств и отправляют их дальше в мозг.

(Иллюстрация: Ivankmit / Depositphotos

Мы регулярно говорим о том, что кишечная микрофлора не только помогает переваривать пищу, но и заодно вмешивается во всё, что можно, от иммунитета до мозга. Поскольку развивающийся эмбрион пребывает в теле матери, надо ли удивляться, что материнские микробы влияют и на него.

Сотрудники Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе наблюдали за беременными мышами. Исследователей интересовало в первую очередь, как развивается мозг плода. Некоторые из беременных самок всю жизнь прожили без кишечных микробов, некоторым микробов удалили антибиотиком. У мышат, которые родились от безмикробных матерей, нейроны таламуса отращивали себе более короткие отростки-аксоны. Таламусом называют область мозга, в которую приходят сигналы от всех органов чувств, кроме обоняния; отсюда эти сигналы распределяются по другим мозговым отделам. Нейрон таламуса, приняв тот или иной сенсорный сигнал, отправляют его дальше по своему аксону. То есть можно предположить, что если аксон окажется слишком короток, у мозга начнутся проблемы с обработкой сенсорной информации.

Действительно, как говорится в статье в Nature, мышата, родившиеся от безмикробных матерей, были менее чувствительны к прикосновениям. Например, им требовалось больше времени, чтобы заметить, что к лапе что-то прилипло. Но если безмикробным самкам во время беременности давали бактерий клостридий, у их мышат с мозгом и ощущениями всё было, как обычно. То есть это именно бактерии влияли на развитие мозга у эмбриона.

Клостридии – обычные обитатели кишечника у мышей и у человека. Как и все бактерии, они выделяют разные вещества, которые всасываются кишечником и распространяются по телу вместе с кровью. Очевидно, некоторые из бактериальных веществ действуют на развивающийся мозг детёныша. Исследователям удалось обнаружить несколько таких веществ: если их вводили беременным самкам, то, хотя никаких бактерий у них не было, детёныши получались с нормальным мозгом и поведением.

Конечно, было бы интересно узнать, влияют ли на развивающийся мозг бактерии других видов (их ведь в желудочно-кишечном тракте живёт очень много). И влияют ли они на другие зоны мозга, а не только на нейроны таламуса. С другой стороны, возникает вопрос насчёт людей. Мы часто пьём антибиотики, и во время беременности тоже, а ведь антибиотики уничтожают не только вредных бактерий, но и полезных. Может быть, если антибиотиков избежать нельзя, после них стоит восполнить потери в микрофлоре с помощью бактериальных препаратов – чтобы в мозге развивающегося ребёнка не было никаких аномалий. Впрочем, какие-либо рекомендации здесь можно будет делать только после клинических исследований.