Иммунитет узнаёт коронавирусы по общим чертам

У безобидных простудных коронавирусов иммунитет может выучить более ста молекулярных особенностей, по которым потом узнает и новый коронавирус SARS-CoV-2.

(Иллюстрация: phonlamai / Depositphotos

У нового коронавируса SARS-CoV-2 много родственников, в том числе и тех, которые заражают людей. И это не только SARS-CoV, который вызвал вспышку атипичной пневмонии в 2002–2003 гг., и ужасный MERS-CoV, смертность от которого доходит едва ли не до 30%. Многие из нас, сами того не ведая, перенесли коронавирусные инфекции, которые выглядят, как обычная простуда. Известно четыре «простудных» коронавируса – HCoV-229E, HCoV-OC43, HCoV-NL63 и HCoV-HKU1; считается, что на их счёт можно отнести 15–30% всей простуды в мире.

Коронавирусы в большей или меньше степени похожи друг на друга, на то они и родственники. Возникает вопрос, может ли наш иммунитет, запомнив простудный коронавирус, узнать по общим чертам новый SARS-CoV-2? Под общими чертами следует понимать сходство в структуре вирусных белков, с которыми имеют дело иммунные клетки. В мае мы рассказывали про статью в Cell, которую опубликовали сотрудники Института иммунологии в Ла-Холья: они выяснили, что у многих людей, никогда не сталкивавшихся с SARS-CoV-2, есть Т-клетки, которые его узнают. Причём такие люди есть по всему миру, от Сингапура до Нидерландов.

Исследователи пошли дальше и детально проанализировали Т-клетки, которые распознавали новый коронавирус, но которые при этом взяли у людей за несколько лет до появления SARS-CoV-2. Т-лимфоциты, которые помнят прошлые инфекции, присутствуют у нас во множестве разновидностей, и каждая разновидность помнит какую-то отдельную черту патогена, какой-то его белковый фрагмент. Для Т-клеток выясняли, что именно они узнают в SARS-CoV-2, и оказалось, что Т-клетки узнают его почти по 150 белковым фрагментам, и что похожие молекулярные места узнавания есть у четырёх «простудных» коронавирусов. Причём, как пишут авторы работы в Science, эти Т-клетки узнают в SARS-CoV-2 не только тот белок, с помощью которого вирус проникает в клетку, но и другие его белки.

С полученными молекулярно-клеточными результатами можно уже вполне уверенно утверждать, что память о коронавирусной простуде помогает иммунитету узнавать и новый коронавирус. Насколько перенесённая простуда помогает защититься от коронавирусной инфекции COVID-19, или хотя бы ослабить её симптомы, пока неясно – здесь нужны клинические и статистические исследования. Но, возможно, уже сейчас с помощью «подсказок» от старых безобидных коронавирусов нам удастся создать вакцину, которая научит иммунную систему распознавать SARS-CoV-2 по множеству разных признаков и быстрее от него избавляться.