Настольный синхротрон

Японская компания разработала синхротронный источник излучения настолько малого размера, что его можно разместить на лабораторном столе.

Синхротроны генерируют рентгеновское излучение, используемое для исследования структуры материалов. Как правило, это – очень дорогие и гигантские сооружения в форме колец с периметром в сотни метров, и ученые со своими образцами исследуемого материала путешествуют по миру в ожидании своей очереди для доступа к лучу. Американский исследователь Рональд Рут в апреле 2004 г. анонсировал свой проект создания синхротронного источника, в котором электроны ускоряются под воздействием лазерного излучения. В его планах было создание в 2005 г. действующей машины диаметром несколько метров, генерирующей рентгеновское излучение в диапазоне 5-35кэВ. Но японские исследователи опередили его и превзошли планируемые Рутом параметры синхротрона. Японская работающая миниатюрная установка уже готова к продаже. Это –MIRRORCLE-6X, произведенный в Фотон Продакшн Лаборатории (Photon Production Laboratory) в Шиге (Япония). На основе лазерной технологии инжекции электронов при диаметре накопительного кольца 60см машина генерирует рентгеновские лучи с энергией до нескольких МэВ. При цене 2.5 млн. долл. синхротрон, вне сомнения, достаточно быстро найдет свое место во многих лабораториях. Хиронари Ямада (Hironari Yamada) из Университета Ритсумейкан (Ritsumeikan University), который участвовал в этой пионерской разработке, сказал, что покупателем этих устройств станет частный бизнес –от производителей полупроводников до изготовителей фармацевтических изделий.