Антибактериальные средства помогают против атеросклероза

Управляя ростом кишечных бактерий, можно уменьшить риск атеросклероза – но пока только у мышей.

Давно известно, что кишечные бактерии не только помогают переваривать пищу, но также влияют на иммунитет, на мозг, на обмен веществ, да и вообще на что только не влияют. При этом влияние может быть разным, и если говорить, например, об обмене веществ, то одни бактерии помогают держать массу тела под контролем, а другие, наоборот, способствуют ожирению, диабету, атеросклерозу.

(Иллюстрация: mikrostoker / Depositphotos

Наверно, если скорректировать состав кишечной микрофлоры, то можно избавиться от атеросклероза с ожирением или хотя бы ослабить их. Но это нужно сделать так, чтобы не повредить полезным бактериям. Исследователи из Института Скриппса пишут в Nature Biotechnology, что им удалось найти такие антибактериальные средства, которые подавляют рост атеросклеротических микробов в пищеварительной системе, не вредя полезным симбионтам.

Эти антибактериальные вещества относятся к циклическим пептидам; некоторые из таких пептидов синтезируют наши собственные клетки, чтобы бороться с инфекциями. Авторы работы создали целый набор циклических пептидов, которые протестировали на микробах кишечной микрофлоры млекопитающих. Для эксперимента брали мышей с генетическими модификациями, склонных к атеросклерозу. Их кормили едой с повышенным содержанием жиров и быстроусваиваемых углеводов (то, что примерно соответствует так называемой западной диете с большим количеством жареного, солёного, жирного и т. д.). Как следствие, у мышей повышался уровень холестерина в крови, у них начинали появляться холестериновые бляшки, а в кишечнике преимущество получали те виды микробов, которые стимулируют атеросклеротические изменения в обмене веществ. У мышей брали пробы микрофлоры, обрабатывали антибактериальными пептидами и смотрели, что стало с теми или иными бактериями.

В итоге удалось отобрать два пептида, которые подавляли рост вредных бактерий и возвращали микрофлору в здоровое состояние. Эти пептиды потом дали  мышам с уже повышенным риском атеросклероза – и у мышей через две недели уровень холестерина в крови упал на 36% , а через десять недель размер атеросклеротических бляшек в артериях уменьшился на 40%.

Ожирение и атеросклероз развиваются из-за неправильного питания, но эффект от неправильного питания в значительной мере опосредуется кишечными микробами: нездоровая диета даёт преимущество тем бактериям, которые плохо влияют на всасывание питательных веществ в кишечнике и на метаболизм. И если подавить рост таких бактерий, то обмен веществ выправится, по крайней мере, отчасти, и вероятность полномасштабного атеросклероза уменьшится, несмотря на не очень здоровую диету. Возможно, это получится сделать как раз с помощью вот таких антибактериальных пептидов – впрочем, нужно ещё проверить, нет ли у них каких-то опасных побочных эффектов, проявляющихся в течение длительного времени.