Вирусные животные

Чем больше видов насчитывает та или иная группа животных, тем больше вирусов может прийти от них к людям.

Очень многие вирусы пришли к людям от животных, сменив хозяина. Нынешний коронавирус SARS-CoV-2 тому примером – он долгое время жил в летучих мышах. Но до сих пор считалось, что среди животных есть в этом смысле более опасные и менее опасные, то есть от одних вирусы переходят чаще, чем от других; и что у некоторых особо опасных в вирусном смысле животных есть какие-то особые свойства, которые повышают вероятность вирусного «прыжка». И чаще всего среди особо вирусноопасных животных называют грызунов и летучих мышей. Ряд исследований это как будто подтверждают – известно, что в летучих мышах можно найти больше вирусов, чем в других зверях.

Летучие мыши – одни из самых известных «держателей вирусов» в дикой природе. (Фото: PlazacCameraman / Depositphotos

Однако, как пишут в PNAS сотрудники Университета Глазго, было бы не совсем правильно видеть в грызунах и рукокрылых какие-то особые рассадники заразы. Исследователи проанализировали несколько сотен разных вирусов на предмет того, от каких животных они могли прийти к людям – но животных рассматривали не по видам, а по отрядам: отряд Рукокрылые, отряд Воробьинообразные и т. д. В результате обнаружилась простая закономерность: число вирусов, которые пришли к нам от того или иного отряда животных, пропорционально числу видов в этом отряде. Например, грызуны – самый многочисленный по видам отряд среди млекопитающих, поэтому от грызунов к человеку пришло больше всего вирусов.

Другие факторы, от которых сильно зависит, перепрыгнет ли вирус от животного к человеку, это особенности размножения самого вируса и могут ли его переносить насекомые. Притом собственно физиологические особенности животного тут роли почти не играют. Например, иммунная система летучих мышей позволяет жить в них множеству вирусов без серьёзных последствий; однако в том, что вирусы приживаются в людях, иммунная система летучих мышей не виновата. Поэтому, если мы хотим знать, не угрожает ли нам какой-нибудь животный вирус, то изучать нужно в первую очередь особенности самого вируса.

С другой стороны, как пишет портал Nature, некоторые специалисты с такими выводами не очень согласны. Если мы рассматриваем вирусы только в пределах отряда, и пренебрегаем отдельными видами, мы можем упустить некоторые важные экологические факторы. Например, отдельный вид может быть более или менее многочисленным, его популяция может быть компактной, а может быть «размазанной» по большой территории, этот вид может бояться человека, а может и не бояться.

Очевидно, что подобные вещи должны влиять на вероятность передачи вируса людям. Кроме того, структура популяций животных и межпопуляционные взаимоотношения могут повлиять на генетические особенности их вирусов, а значит, и на их способность сменить при случае хозяина. Так что, вероятно, анализируя эпидемиологическую угрозу со стороны животных, нужно оценивать не только видовое разнообразие, но ещё и экологические характеристики отдельных видов.