«Оборотни»-охотники оказались героями древнейшей живописи

Индонезийские наскальные рисунки претендуют на звание самой старой сцены охоты и самых первых изображений мифических существ.

В 2014 и 2018 годах в пещерах на островах Сулавеси и Борнео (Юго-Восточная Азия) обнаружили наскальную живопись, возраст которой – более 40 тысяч лет. То есть это самые древние среди известных сегодня образцов изобразительного искусства. Теперь на Сулавеси нашли новые наскальные рисунки, и они претендуют на звания древнейшей живописи (снова), самой старой сцены охоты, самой древней зафиксированной истории и первого изображения мифических существ. Находки опубликованы в журнале Nature

Фото Nature. 
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Живописная панель достигает в длину 4,5 метра. На ней красно-коричневой краской показаны местные животные: дикие свиньи и карликовые буйволы (аноа). Рядом изображены полулюди-полузвери: у них человеческие фигуры, но при этом звериные морды и хвосты. Фигуры, расположенные рядом с одним из буйволов, держат копья и, возможно, верёвки.

Датировать наскальное искусство очень сложно, однако рисунки из Сулавеси – тот редкий случай, когда это можно сделать. Всё благодаря сложившимся там особым условиям: вода, просачиваясь сквозь известняковые стены пещер, оставляла поверх изображений минерал кальцит, в котором содержится уран. Скорость распада урана, который превращается в торий, известна, так что, измерив соотношение элементов, можно установить возраст отложений. Анализ дал неожиданно ранние даты. Так, кальцит на одной из свиней начал появляться не ранее 43,9 тысячи лет назад, а отложения на двух аноа старше 40,9 тысячи лет.

О чём говорят такие даты? В частности, о том, что индонезийские рисунки старше европейских (которые долго считались древнейшими). А значит, искусство и мифология или зародились в разных частях планеты независимо, или появились в Африке до того, как её покинули люди.

Впрочем, у нового исследования есть и критики. Они указывают, что даты были получены только для отложений на рисунках животных, а потому полулюдей могли дорисовать позже – даже спустя тысячелетия. Проверить это можно будет при анализе пигментов: если зверей и полузверей нарисовали одинаковыми красками, то и датируются они, скорее всего, одним и тем же временем. Однако такой анализ ещё только предстоит сделать.

По материалам Nature. 

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее