Почему мужчины болеют раком чаще женщин

У мужчин вероятность рака больше оттого, что у них чаще выходит из строя один из главных противораковых белков.

Клетки рака поджелудочной железы. (Фото Wellcome Images / Flickr.com

Исследователи из австралийского Онкологического центра Питера Маккаллама решили выяснить, почему мужчины страдают от онкологических заболеваний чаще, чем женщины – если, конечно, не брать в расчёт опухоли, связанные с половой системой (в том смысле, что рака шейки матки у мужчин просто быть не может). Известно, что клетки становятся злокачественными из-за мутаций. Одни из самых распространённых раковых мутаций – это мутации в гене TP53. Он кодирует белок р53, который часто называют «стражем генома» – p53 следит за повреждениями ДНК, и если их накапливается слишком много, он останавливает клеточное деление и включает программу апоптоза (клеточного самоубийства). Если же р53 из-за мутации работает плохо, или его в клетке очень мало, в ДНК начнут накапливаться другие мутации, которые могут спровоцировать безудержное раковое деление.

Авторы работы предположили, что половой перекос в статистике злокачественных заболеваний как-то связан с белком р53 и его геном ТР53. Сравнив мутации у 12 типов опухолей, исследователи обнаружили, что, во-первых, мутации в ТР53 действительно чаще случаются у мужчин, чем у женщин. Мы писали в начале года о том, что среди раковых мутаций есть те, которые чаще встречаются у мужчин, и те, которые чаще встречаются у женщин; видимо, мутации в ТР53 принадлежат к числу преимущественно мужских.

Но это ещё не всё. Белок р53 и его ген работают в паре с другими белками и генами, которые влияют на активность ТР53 и р53. И если что-то случится с генами-напарниками, то ведь и р53 станет работать иначе, даже если в нём самом никаких мутаций нет. И вот, как оказалось, на Х-хромосоме есть целая группа генов, влияющих на «стража генома». И в-третьих, как говорится в статье в Nature Communications, у женщин мутировавшие Х-хромосомные гены, влияющие на р53, часто просто отключаются, и потому не могут плохо повлиять на р53. У мужчин же такие гены продолжают работать и после мутаций, сбивая р53 с толку, что опять же чревато злокачественным перерождением клеток. Поскольку у женщин две Х-хромосомы, то можно предположить, что копии нужных генов могут работать на другой хромосоме, где они не испортились от мутаций. Впрочем, какие именно механизмы помогают клеткам женского организма отключить опасные гены, предстоит ещё выяснить.

Пока же можно только утверждать, что перекос в статистике злокачественных опухолей между мужчинами и женщинами связан со знаменитым белком р53, и это нужно учитывать, если мы хотим научиться заранее оценивать вероятность риск таких заболеваний.