Пчёлы слепнут от любви

После спаривания пчелиные матки хуже видят и уже не так хотят встречаться с новыми партнёрами.

Когда будущая королева пчёл, то есть матка, собирается основать собственный улей, она вылетает в брачный полёт. Точнее, таких вылетов может быть несколько: самка спаривается с одним самцом, потом с другим, потом с третьим – число партнёров может достигать 24. При этом семя от них она хранит у себя в половых путях. Так достигается генетическое разнообразие: потом, когда матка разрешит сперматозоидам оплодотворить яйца, генетический портрет её потомства будет разный – в каком-то яйце гены матери совпадут с геном одного самца, в другом яйце гены матери совпадут с генами другого самца, и т. д. Генетическое разнообразие – залог выживания вида: если условия среды изменились и стали неудачными для одной генетической комбинации, у нас всё равно есть целый набор таких комбинаций, так что кто-нибудь из потомства да выживет. (Напомним, что из оплодотворённых яиц появляются самки – пчёлы-рабочие и будущие матки, а из неоплодотворённых – самцы, трутни.)

У всех пчёл, которые вывелись из оплодотворённых яиц, будут гены матки, так что самка в любом случае передаст свои признаки в потомство. А вот для самцов такое положение дел не очень выгодно, ведь друг для друга они конкуренты. Любой трутень заинтересован в том, чтобы самка не спаривалась ни с кем, кроме него. И, очевидно, у самцов есть какие-то уловки, с помощью которых они мешают самкам встречаться другими самцами.

Действительно, у самцов есть такая уловка, если её можно так назвать – потому что это попросту их семенная жидкость. Ранее уже было известно, что после спаривания у самок изменяется активность генов, от которых зависит зрение. В новой статье в eLife исследователи из Копенгагенского университета, Университета Западной Австралии и Калифорнийского университета в Риверсайде описывают, как при этом меняется поведение маток. В эксперименте некоторых самок осеменяли искусственно, некоторым вводили солевой раствор – и оказалось, что те, которым вводили сперму, в течение следующих одного–двух дней хуже воспринимали свет.

То есть можно сказать, что после спаривания матки отчасти слепнут, что сказывается и на их поведении. В брачный полёт молодые матки вылетают из того улья, в котором появились на свет, спарившись, возвращаются обратно, чтобы потом вылететь ещё и ещё; и только набрав спермы от разных трутней, они отправляются основывать собственный улей. Как пишут авторы работы, спарившиеся матки быстро прекращали брачный полёт, но при этом они с большей вероятностью не возвращались в родительский улей и не вылетали в новый брачный полёт – а значит, были потеряны для новых партнёров.

Какие именно вещества в сперме самцов так действуют на самок, ещё предстоит выяснить. Может быть, если иметь в виду полезное генетическое разнообразие, то в ульях нужно каким-то образом отбирать самцов, которые не так сильно портят маткам зрение. С другой стороны, у самих маток тоже должны быть способы противостоять ослепляющей силе любви – всё-таки, несмотря на усилия самцов, они до сих пор ухитряются спариваться с несколькими партнёрами.